Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Кинотавр 2020: рецензия на фильм «Пугало»

Первый якутский фильм на фестивале «Кинотавр» с элементами истерна и трансцендентного триллера.

Добавить в закладки

Пугало — якутская целительница, живущая в одной из снежных деревень возле города. Местные её обходят стороной, называют ведьмой или шарлатанкой. Дети закидывают старуху снежками, а взрослые, если подвернётся момент, могут и избить. Но, несмотря на это, в дом к Пугалу чуть ли не каждый день приходят новые люди. Со слезами на глазах они умоляют вылечить больных родственников, и знахарка, обременённая собственным талантом, не может отказаться. После обряда счастливая семья уезжает, а Пугало тем временем переживает неизменно тяжёлые последствия: из её рта сочится тёмная жижа, а после целительница пускается в сумасшедший неистовый танец, способный прерваться только после выпитой бутылки водки.

Определять жанр «Пугала» — как тыкать пальцем в небо. Вроде и не истерн, но меланхоличные пейзажи с героем-одиночкой есть, вроде и не триллер, но саспенсовых сцен (опять же не в привычном значении этого слова, а скорее тягуче- невыносимых) достаточно. А тут ещё и коллеги-критики нарекают картину то хоррором, то мистической драмой — если на это кино и навешивать ярлыки, то одним всё равно не обойтись. Хотя для Дмитрия Давыдова, режиссёра, параллельно работающего директором якутской школы, такое жанровое многообразие остаётся единственно возможным способом охватить окружающую его действительность.

Кадр из фильма «Пугало»

Героиня-знахарка, вечно одетая в разноцветные валенки и потрёпанную куртку, — личность безусловно трагедийная. За её страданиями из-за бремени таланта скрывается более глубокая грусть — переживание семейной драмы, не известной, кажется, ни большинству её односельчан, ни, собственно, самому зрителю. Публика во время просмотра «Пугала» вообще обречена додумывать, присматриваться, вслушиваться, иначе говоря, делать всё, чтобы драматургические и кинематографические промежутки, умело сконструированные Давыдовым, заполнить значениями. Даже во время своих альтруистических актов целительница выгоняет родственников больных, а вместе с ними и самого зрителя, за дверь.

Кадр из фильма «Пугало»

Если уж совсем откровенно, то от фильмов в духе «Пугала» на жанровых фестивалях вроде Sitges или Fantasia порой нет отбоя. Меланхоличные национальные слоубёрнеры с микробюджетом и целым рядом исторических комплексов — не редкость. Ирландский «Не состарится» с похожей (хотя и не такой радикальной) стилистикой, тоже, кстати, мимикрирующий под вестерн и немного под мифологическую историю, — лишь один из сотни примеров. То есть нарекать «Пугало» явлением настолько уникальным, думается, не совсем честно.

Хотя тех, кто это делает, понять нетрудно. В первую очередь, в силу связи «Пугала» с российской действительностью. Что-то похожее в последний раз пытался транслировать Балабанов в «Реке» и в «Кочегаре» — но там этот взгляд на культуру был всё равно ангажированным, если угодно, далёким от взгляда местных жителей, во всей полноте осознающих контекст окружающей их реальности. Город и деревня, русское и якутское, языческое и постиндустриальное — только в «Пугале» эти конфликты могут найти истинное развитие. Вечно одинокие персонажи Давыдова обречены на трагичный финал: оставшиеся местными легендами, историями, стирающимися из памяти очевидцев через пару лет, они не находят ни счастья, ни успокоения. Эта же безвестность когда-то угрожала якутскому кино по отношению к широкой российской аудитории, но сейчас в их новых меланхоличных мифах наконец- то учатся искать настоящую поэзию.

Текст: Владислав Шуравин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?