Наверх
Фильмы 2018 Гоголь. Страшная месть Мамма Миа 2 Кристофер Робин Мег: Монстр глубины 22 мили Отель «Артемида» Шпион, который меня кинул Альфа Между рядами

Может, кто и сошел с ума, но «Ловец снов» Каздана – это круто. Просто это не «Ловец снов» Стивена Кинга, а чисто кино на его предмет – ужастик с крупным бюджетом (68 млн. долларов) и классными спецэффектами. Но даже не по эффектам и не по деньгам он – ужастик нового поколения. Несмотря на кое-какие излишества и неряшества, Лоуренс Каздан надстраивает сам жанр. Не просто играет в «страшно, аж жуть», а то играет, то не играет, так что уже неизвестно, что жутче – когда в жизни есть страшненькие игрушки или когда вокруг игрушек есть страшненькая жизнь. И только ирония сохраняет равенство самой себе.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Начинается, как психодрама про средних американцев: на сеансе психоанализа, на экзамене в колледже, телефонные разговоры, дорожные происшествия. То, что все четверо американцев читают чужие мысли, не мешает им жить. Мало ли, кто о чем привык догадываться, если каждый день одно и то же? Зимой четверо едут охотиться в северные леса. Домик у них там с трогательными воспоминаниями, а под крышей – веревочная сетка со стильным узорчиком. Этот узорчик впервые нарисовал некто Дадиц в далеком детстве. Он их и подружил. Он был недоразвитый, а они спасли его от хулиганов. Тоже вполне психодрамный флэшбэк, не говоря уж о том, как сняты леса при дороге, по которой они едут. Вид сверху, столетние елки, заснеженное шоссе – «сотри случайные черты, и ты увидишь, мир прекрасен». Реален, во всяком случае. Более реален, чем всякая ерунда.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

В охотничьем домике хорошо, только к ним забредает мужик, нездоровый на вид, замерзший и все время, пардон, громко пукающий. Они его пожалели, спать уложили, двое поехали в город, а он заперся в сортире, и там что-то жуткое происходит. Мужики сначала ржут, выбежав с вони на свежий воздух, потом рвутся в сортир – мама дорогая… У мужика была опухоль на груди, потом раздулся живот, ну, а позже его разорвало, и в унитаз из задницы что-то вывалилось. Единственное, что успели наши тихие американцы – захлопнуть унитаз крышкой, сесть на нее и сидеть насмерть. Впрочем, недолго просидели. К тому же другие двое по дороге наехали на замерзшую бабу, перевернулись, выжили, подошли к ней, а она живая. У ней тоже живот раздутый. И пока один побежал домой за снегоходом, а другой разводил костерчик, чтоб она не задубела, что-то из задницы бабы оставило на снегу извилистый кровавый след и тихо скрылось в сугробе.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Чуть позже, конечно, нам покажут «что-то» и еще больше. Четверо напоролись на обыкновенных глистов, только занесенных с других планет. Дальше, как полагается – драки, погони, подмены трупов, переселение душ, угроза глиста человечеству через водопровод. Глисты натуральны до боли, их яички – прям «Рикки-Тикки-Тави», логика ужастика железная, только все время ржешь, перед тем как вопить дурным голосом. Еще больше ржешь, когда все это расширяется. Леса оцеплены ЦРУ во главе с полковником Курцем (Морган Фриман) – прям «Апокалипсис сегодня» – а полковник уже четверть века ловит инопланетян и сбрендил на этой почве. С НЛО борется доблестный американский спецназ, идут штабные переговоры, «ковровые» бомбардировки, мирных жителей интернируют. Это уже просто остроумно.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Всю разнородность событий объединяет ровное, невозмутимое, «как ни в чем не бывало», отношение к ним как в кадре, так и за кадром. Четверо воспринимают любой бред как данность, как повседневный случай, полковник по степени бреда вполне равен тому, что творит, автор Лоуренс Каздан лишь констатирует факты максимально дотошно и выразительно. Вся прелесть нарастания бреда – что глисты как явление жизненны абсолютно, а шаг до превращения их в инопланетян тоже спровоцирован самой жизнью, при этом в любой неамериканской стране. Кого бабушка не пугала, что «будешь есть немытую черешню, заведется солитер, а его знаешь, как удаляют? Ставят ночью к кровати стакан молока, он слышит запах и начинает ползти изо рта, попить»? Бабушки бывают разные, разноязыкие, но по своей многовековой обязанности в каждом, кроме, может быть, беспризорников, селят страх на всю жизнь, до следующих внуков.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Каздан выбрал реальный животный страх и с его точки зрения рассмотрел повседневность. Это ход, противоположный обычным ужастикам, населяющим повседневность нереальными страхами. Но у флегматика Каздана и не могло иначе получиться. Человек, спокойно снимавший «Жар тела», «Случайный турист» и «Большой каньон», органически не способен отклониться от полной «психологической правды» и «внешней выразительности». «Мир прекрасен», и все тут. При этом тот же самый человек спокойно был сценаристом «Индианы Джонса» и ранних «Звездных войн», то есть воображением работает легко. За счет подобной твердости взаимосвязей, за счет присутствия логики во всей жизни, не дающихся без юмора, максимального и отвечающего за любые базары, «Ловец снов» слегка ошеломляет. Это что ж получается – лучше, чтобы солитер лез из тебя попить, чем Иракская война, зарвавшаяся власть, тупая повседневность и автокатастрофы с эпидемиями? Кирпич на голову нежданно – да на кой черт, если вечно и неизменно в нас проживают глисты? Что мешает смириться с ними, если миримся с остальным?

Кадр из фильма

Кадр из фильма

При таком могучем повороте к реализму ужастика, к реализму, оказывается, всего, что до сих пор вечно и неизменно считалось «играми», «жанром», фильм, конечно, не избег мелких недоделок. Там явно что-то лишнее с раздвоением трупа и библиотекой цвета сепии, с инопланетянином-гуманоидом, с подробностями о Дадице. Стремясь максимально полно выразить свои впечатления от Кинга, Каздан местами сбивается на скороговорку. Ну, пусть ему кто-то этого не простит.

Комментарии  156



Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть