
Необязательный аристократический полдник при полном параде.
Спустя шесть сезонов и два полных метра сага «Аббатство Даунтон» обзавелась третьим фильмом с подзаголовком «Большой финал» и осанистой поступью вышла к зрителям на поклон. Неужели и правда наступила пора прощаться? Кажется, создатели все же лукавят и не собираются придавать значения титулу. Именно сближение сословий вне зависимости от родословной всегда было главным топливом шоу с прекрасными светскими манерами, зачем тогда хранить верность статусам?
Редкий случай: картина начинается не с церемониального натирания столового серебра или обуви (от вечного ритуала трепещут сердца преданных фанатов), а с блеска большого города. Кроули выбрались из своей уютной деревенской глуши в Лондон: в спектакле задействован новый закадычный друг семейства Гай Декстер (Доминик Уэст), который был занят на съемках картины в аббатстве (во втором фильме «Новая эра»). После работы артист обзавелся не только близкими знакомствами в высших кругах, но и новым помощником — некогда дворецкий Томас Барроу (Роберт Джеймс-Колльер) поднялся по социальной лестнице. Не смогла присутствовать на выступлении Мэри (Мишель Докери): все возвращается на круги своя, и старшая дочь Кроули вновь оказывается втянута в скандал, как и в самом начале истории. Ее брак с гонщиком Генри Талботом (Мэттью Гуд) окончательно распался, и теперь леди из высшего общества придется уживаться с клеймом разведенной женщины.
С одной стороны, удивительным, с другой — закономерным образом сериал Джулиана Феллоуза, который из года в год проповедовал принятие неизбежных перемен в полнометражных версиях, стал не то что консервативной версией себя, но оплотом стабильности, где все по-старому и даже время движется чуть медленнее. Сага о семействе Кроули, которые стерегут свою землю обетованную в Йоркшире, началась с гибели «Титаника», теперь аристократы подобрались к 1930-м годам — с технологическим прогрессом и экономическим кризисом. Но мрак событий, которые потрясут мир в конце десятилетия, еще не отбрасывает тень на румяные и довольные лица, которые насупленно причитают о еще одном болезненном уколе нового времени.
Чем дальше в будущее движутся Кроули, тем конфликты, несовпадения и страх перед неизбежным кажутся все более если не надуманными, то незначительными. За сценарий полных метров бессменно отвечает шоураннер и создатель шоу Джулиан Феллоуз, но непримиримые противоречия прошлого и будущего, господ и прислуги давно сменились чередой надежных компромиссов: линии практически всех обителей Даунтона — и верхних этажей, и цоколя — пришли к логическому завершению, и каждый местный нашел пару и занятие по душе. Главная величина ушедшей эпохи вдовствующая графиня Грэнтэм отправилась на покой в «Новой эре», не стало и актрисы Мэгги Смит. И пусть сменяемость лиц на групповых портретах для семейных саг дело обычное, вместе с утратой Вайолет Кроули и ее метких реплик будто и ироничность шоу окончательно уступила место рекам патоки.
Формально сюжетные рычажки все-таки нашлись: пока Мэри разбирается с соседскими пересудами и на званом приеме прячется под лестницей от королевских особ, в аббатство нагрянул брат графини Грэнтэм Гарольд (Пол Джаматти), который уже растранжирил значительную часть фамильных сбережений, но не хочет останавливаться на достигнутом и спрашивает позволения у Коры (Элизабет МакГоверн) на новую финансовую операцию. Но драматургия узоров на платьях и ткань не сценарная, а костюмная куда больше заставляют сердце трепетать и не отрываться от экранов. Разумеется, брюзжание в рецензии тоже, пожалуй что, напускное. В «Аббатстве Даунтон» всегда радостно оказаться всем тем, кто перешагивал порог этих дверей уже не раз: спуститься на кухню, проверить, спит ли собака у камина в гостиной, и подслушать разговоры служанки и госпожи у туалетного зеркала. Ностальгическая обрядность и сентиментальная ценность на экране, как всегда, высшей пробы. Напоследок Феллоуз дарит зрителям эпизод, во время которого невозможно сдержать слезы — со времени старта сериала действительно пришлось пройти через множество не самых желанных перемен (и речь не только об аристократах). И, наверное, хотелось бы обрести столь благополучную пенсию, как у кухарки миссис Патмор (Лесли Никол) или лорда Грэнтэма (Хью Бонневиль), но временное спокойствие и даже желанное умиротворение, увы, не могут остановить ход истории.