Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Рецензии

Рецензия на фильм «Демоны дома Гарретов» — режиссерский дебют в духе «Няни»

Хоррор, триллер, комедия, социальное высказывание или все же драма?

14 марта Текст: Яна Телова 1 Обсудить
Добавить в закладки

Трейлер

Эмигрантка с Филиппин Джой (Макс Эйгенманн) работает в клининговой компании в Лондоне. Вот уже много лет она не может получить визу. Единственная возможность пустить корни в Британии — купить фальшивый документ, который обойдется в целое состояние. Джой отправляет вещи на самый дешевый склад, берет с собой маленькую дочку Грейс (Джейден Боадилья) и решает перейти в режим суровой экономии — теперь у них даже нет постоянного места жительства (героини ночуют в пустых домах богатых работодателей, пока те в отъезде).

Однажды Джой оказывается в стенах старого поместья, которым управляет владелица по имени Кэтрин (Линн Бест). Женщина обещает внушительную сумму за уборку и помощь по дому, в которую входит уход за тяжело больным дядей (Дэвид Хейман). Джой незамедлительно соглашается, тайно проводит в дом дочку, прячет ее в шкафу и приступает к работе. Спустя время ей начинает казаться, что Кэтрин вовсе не та, за кого себя выдает, а дядя не болен — на самом деле он искусственно погружен в сон с помощью седативных веществ.

Макс Эйгенманн в роли Джой на кадре из фильма «Демоны дома Гарретов»

Макс Эйгенманн в роли Джой на кадре из фильма «Демоны дома Гарретов»

Режиссер Пэрис Зарсилья написал сценарий «Демонов дома Гарретов» во время пандемии COVID-19. Постоянное нахождение в четырех стенах и подступающее тридцатилетие оказали взаимное влияние, что привело к кризису — Зарсилья понял, что все эти годы игнорировал свое культурное наследие и просто пытался вписаться в британское общество, быть его частью и ничем не выделяться. Этому режиссера с младенчества учили родители — коренные филиппинцы, эмигрировавшие в Англию в 1980-е годы. По словам Зарсильи, мать и отец не рассказывали ничего о традициях своего народа и просили сына говорить исключительно на английском языке, чтобы оградить ребенка от тех трудностей, с которыми им пришлось столкнуться сразу после эмиграции. Подобное поведение не выбор, а вынужденная мера.

Так в небольшой лондонской квартирке родилась история, название которой в оригинале звучит как «Яростная Грейс» (Raging Grace). Мать и дочь пытаются выжить в обществе, где к ним относятся со снисхождением: Джой убеждают, что она должна испытывать чувство благодарности за то, что ей позволяют за гроши убирать богатые дома. Героиню день за днем лишают субъектности, наделяя человека свойствами экзотического зверька — вместо имени она часто слышит «вы» (общество) или «ваш народ». Рассказ Зарсильи — это заявление от лица всех мигрантов, вынужденных жить с осознанием того, что они не заслуживают места в чужой стране, даже если готовы исправно платить налоги и ничем не отличаются от коренного населения, кроме внешности.

Джейден Боадиья в роли Грэйс на кадре из фильма «Демоны дома Гарретов»

Джейден Боадиья в роли Грэйс на кадре из фильма «Демоны дома Гарретов»

Бодро начав повествование с самого неожиданного скримера в истории хорроров, Зарсилья сразу выкладывает карты на стол, обещая коктейль из фильма ужасов, комедии и триллера. Взрослая филиппинка и ее дочь лавируют между роскошными домами работодателей, проводят ночи в чужих кроватях, а дни — в поисках нового пристанища. Пока Джой вкладывает все силы в уборку, терпит неприемлемое поведение со стороны местных жителей и пытается скопить достаточное количество денег на фальшивую визу, Грейс выплескивает ненависть через маленькие гадости — то добавит в хозяйский кофе соль, то перепутает таблетки. Джой и Грейс словно живут в разных мирах — первая смирилась с клеймом мигрантки и просто пытается обрести законные основания для проживания в Англии, а вторая видит в поведении матери слабость и организует маленькое протестное движение, не особенно разбираясь в причинно-следственных связях. Поведение Грейс порой выглядит чрезмерно вызывающим — вместо того чтобы оказывать поддержку матери и помогать с уборкой, девочка наказывает всех подряд и лишь усугубляет ситуацию. Разве можно просить чуткого к себе отношения, если настолько поглощен яростью, что не видишь никаких границ?

Макс Эйгенманн в роли Джой на кадре из фильма «Демоны дома Гарретов»

Макс Эйгенманн в роли Джой на кадре из фильма «Демоны дома Гарретов»

На первый взгляд фильм Зарсильи напоминает «Няню» Никиату Джусу — оба отправились на международные кинофестивали в качестве хорроров, оба рассказывают о непростом пути эмигрантки с ребенком. Но если «Няня» в конечном счете приводит к логическому завершению, аккуратно объединяя все сюжетные линии в одну, то «Демоны дома Гарретов», кажется, так и не находят выхода из лабиринта — многие сцены выглядят вырванными из контекста и созданными исключительно для зрелищности (например, эпизод с галлюцинациями Кэтрин). Пытаясь создать мультижанровую картину, Зарсилья, вероятно, в силу неопытности распаляется и отпускает повествование в свободное плаванье. Сами по себе элементы кажутся удачными (неожиданные твисты, комедийные части, история о сложной судьбе эмигранта, напряженные игры в прятки с Грейс), но вместе они неизбежно вызывают ощущение пресыщенности. Вместо того чтобы сконцентрироваться на одном, Зарсилья, к сожалению, берется за все сразу и не справляется с объемом: юмор начинает казаться неуместным, а фантастическая часть — притянутой за уши. «Демоны дома Гарретов» — это, безусловно, важное социальное высказывание, но в контексте кино работу сложно назвать состоявшейся. 

Впрочем, это не мешает покорять фестивали — в копилке Зарсильи уже девять номинаций и пять наград, включая две премии SXSW-2023. Фильм стал первой частью в трилогии о ярости. Сейчас кинематографист работает над второй картиной, название и сюжет которой пока не известны. Возможно, первый фильм был лишь пробой пера и в следующий раз Зарсилье удастся доказать режиссерское мастерство. 

Текст: Яна Телова
1 комментарий
А
Эпизоды с порчей еды девочкой - это тупо "поздравляем, вы разблокировали новый страх". Я так и не понял, чем провинились в общем-то нормальные люди? Тем, что у них есть дом? тем, что они хорошо относятся к домработнице? жесть....
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?