
Лениво сделанный приключенческий боевик с Джоном Красински и Натали Портман о большой авантюре.
Люк (Джон Красински) и Шарлотта (Натали Портман) — дети знаменитого археолога-авантюриста Харрисона Пердью, покинувшего этот мир несколько лет назад. Дочка работает куратором в Лондонской национальной галерее, а сын вместе с командой помощников по заданию смертельно больного миллиардера Оуэна Карвера (Донал Глисон) разыскивает знаменитый источник вечной молодости, обладающий уникальными живительными свойствами. Проходящая через неприятный развод Шарлотта нехотя соглашается поучаствовать в большом путешествии. Брат и сестра продолжают дело отца.
Гай Ричи, полюбившийся публике по ранним картинам «Карты, деньги, два ствола» и «Большой куш», сумел вольно переосмыслить романы о Шерлоке Холмсе и вернулся в большую игру с «Джентльменами». Он по праву считается мастером криминальной комедии, где чудаковатые персонажи щеголяют в экстравагантных нарядах, раздают забавные житейские мудрости и лихо пускают в ход кулаки.
В последние годы британский автор работает с пугающей частотой и не жалеет ни себя, ни зрителей. В первой половине года уже вышел сериал «Гангстерленд», в котором Ричи поставил пару эпизодов, а в скором времени ожидается премьера боевика «Вне закона». Следить за его проектами становится всё труднее. В криминальных комедиях режиссёр по-прежнему чувствует себя уверенно, но в других жанрах больших успехов добиться не удаётся. «Операция “Фортуна”: Искусство побеждать» и «Министерство неджентльменских дел» к большим удачам не отнести, хотя военный боевик «Переводчик» смотрелся достойно.
«Источник вечной молодости» снят по сценарию Джеймса Вандербилта («Зодиак», «База “Клейтон”» и «Убийство на яхте»). Изначально режиссёром фильма был назначен Декстер Флетчер, но автор «Рокетмена» и «Без ответа» покинул проект, а Ричи быстро подсуетился и довёл картину до малых экранов. Симптоматично, что у «Источника вечной молодости» с бюджетом 180 миллионов долларов даже не было проката. То есть это классический стриминговый экшен, который создан под максимально широкую аудиторию и должен радовать понятностью и узнаваемостью. В последние годы потоковые боевики, созданные для Netflix, Amazon Prime Video и Apple TV+, характеризуются схожими чертами: глуповатым, а подчас и смехотворным сценарием, звёздным актёрским составом и парадом перестрелок и погонь. «Источник вечной молодости» ровно из этой категории. За Ричи даже несколько обидно. Кажется, никаких больших режиссёрских амбиций у британца сегодня нет.
Помимо погони на мотоциклах в Бангкоке и перестрелок у пирамиды в Гизе фильм может предложить небольшую, но яркую экскурсию по миру. В кадре Таиланд, Египет, Австрия и Англия. Заодно зрителям кратко рассказывают о потонувшем в 1915 году лайнере «Лузитания» и обычаях древних египтян, даже показывают шедевры живописи. Ключи к местонахождению заветного родника спрятаны в полотнах Эль Греко, Веласкеса, Рембрандта, Караваджо и других гениев прошлого, потому Люку и нужна сестра-искусствоведка Шарлотта. Во всех тонкостях сюжетных перипетий лучше даже не пытаться разобраться. Достаточно будет отметить, что в команде у Люка есть обманщики, а преследуют авантюристов члены тайного ордена, агенты Интерпола и азиатские бандиты. Все сюжетные повороты угадываются без труда.
«Источник вечной молодости» ориентируется на культовое кино 1980-х вроде «Романа с камнем». Особенно создатели чтят франшизу об Индиане Джонсе, даже папу Люка и Шарлотты назвали в честь Харрисона Форда. Можно отыскать в фильме Ричи следы «Мумии», «Сокровищ нации» и даже «Кода Да Винчи». Только выглядит картина как пережёванный продукт без авторской руки и внятной идентичности. От Ричи в приключенческом боевике отыскивается разве что юмор, и то натужный. Чтобы разрядить обстановку между драками и разговорами о следующем пункте на пути к заветной цели, Люк обменивается колкостями с сестрой или идущей по пятам Эсме. Ни одну шутку на финальных титрах запомнить не получится.
Для приключенческого кино, по которому ностальгирует и тоскует Ричи, жизненно необходим драйв, передающееся от героев аудитории ощущение опасности. Клиент с первых же кадров мёртв, не стоит пытаться реанимировать мумию. Британскому постановщику хочется посоветовать взять паузу и тщательнее подходить к выбору проектов. Скоро Ричи будет ассоциироваться не с лихими и остроумными фильмами, а с усталым второсортным кино. Досмотреть «Источник вечной молодости» стоит, только чтобы на финальных титрах насладиться Live Forever группы Oasis. С музыкальным вкусом у Ричи всё еще нет проблем.