
Забавный комедийный триллер с Адель Экзаркопулос об уникальном даре, шантаже и глупости.
Блогерка Магали Моро (Адель Экзаркопулос) родилась с невосприимчивостью к физической боли и под ником Мегашары прославилась шокирующими роликами, где демонстрировала самоповреждения. Во время съёмок очередного видео происходит несчастный случай. В результате Магали вместе с ассистентом Патриком (Жером Коммандёр) прячется в гигантском шале в заснеженных горах. Там её находит журналистка Симона Херцог (Сандрин Киберлен), мечтающая о славе. Представительницу СМИ не интересуют деньги, Симона хочет первой взять интервью у неприступной Магали. Блогерке приходится согласиться на встречу.
Французский режиссёр Кантен Дюпьё по праву считается главным абсурдистом современности. Уже больше десяти лет он с впечатляющей регулярностью — и без заметных провалов в качестве — в забавной и неглупой форме высмеивает человеческие пороки и страсти. В «Оленьей коже» француз высмеивал консюмеризм и нездоровую тягу к материальным благам, а в «Невероятно, но факт» иронизировал над культом молодости. Однако иногда Дюпьё издевается над поп-культурой, никаких запретных тем нет. «На посту!» — пародия на полицейские детективы, «Курение вызывает кашель» в комедийной форме повторял образы из «Звездного пути», супергеройских фильмов и «Черепашек-ниндзя», а в «Даааааали!» попытки взять интервью у гения сюрреализма доведены до абсурда.
Прелесть творческого метода Дюпьё в сложившемся наборе ингредиентов и узнаваемости отдельных приёмов, которые при этом каждый раз складываются в новый коктейль. Автор умудряется не повторяться, но в то же время насмотренный зритель примерно знает, чего ожидать от постановщика. В «Случае с фортепиано» француз не только выстраивает алогичный сюжет и удивляет публику неординарными коллизиями, но и создаёт саспенс. Дюпьё признаётся, что вдохновлялся работами Альфреда Хичкока. Подробности вынесенного в заголовок инцидента раскрываются постепенно, а зрители гадают, что же на самом деле произошло.
«Случай с фортепиано» перекликается с «Героем наших снов» Кристоффера Боргли. Оба фильма исследуют феномен наших дней — интернет-славу. У Боргли незадачливый университетский профессор начинает появляться в снах людей по всему миру. У Дюпьё история несколько другая — Магали родилась с уникальным даром, но, в отличие от героя фильма Боргли, смогла талант монетизировать. Блогерка вместе с отцом смотрела по MTV шоу «Чудаки» и поняла, что зрители обожают смеяться над чужой болью. Магали удалось воспользоваться моментом, когда Интернет ещё не был перенасыщен контентом, Мегашары была пионеркой жанра. Однако и герой Николаса Кейджа, и персонаж Адель Экзаркопулос не могут похвастать прорывными книгами, фильмами или песнями. У интернет-знаменитостей может не быть голоса, а пользователям Сети не всегда важна личность автора. Это звёзды своего времени, не творцы в привычном понимании слова. Сегодня славу может принести вирусное видео, мем или сомнительное умение. Дар это или проклятие, вопрос открытый.
Магали — креаторка, которая не может остановиться. У блогерки миллионы подписчиков и миллионы евро, но почему-то изо дня в день Мегашары снимает новые видео. На звезду падает стиральная машина, руку повреждает швейная машинка, по ногам проезжает монстр-трак. Интервьюерку больше всего интересует, почему спустя сотни роликов Магали продолжает заниматься членовредительством. Однако звезда Сети не знает другой жизни, производство контента нельзя прекращать, в глубине души креаторка чрезвычайно одинока, а потому социально изолирована и лишена друзей. Дюпьё демонстрирует абсурдность блогерской реальности, когда схожие действия приходится повторять снова и снова, воспроизводить рецепт успеха, но с косметическими изменениями. Магали не может уронить на себя стиральную машину дважды, масштаб трюков должен непременно расти. Фактически блогерка стала заложницей образа и зрительских пожеланий. Дюпьё хватает такта не ставить диагноз ни интернет-знаменитостям, ни потребителям сомнительного контента. Это сообщающиеся сосуды: без первых невозможны вторые и наоборот.
«Случай с фортепиано» — прекрасный пример арт-мейнстрима: в меру умного, в меру увлекательного кино, с отчётливым авторским месседжем, но без излишней зауми. Это лаконичный фильм с минимумом локаций и французскими звёздами, которые не боятся валять дурака. Дюпьё в очередной раз создаёт слепок нашего времени и обращает внимание на зацикленность современных людей на сомнительном контенте в Сети. И блогеры, и зрители оказываются в одной ловушке, из которой пока не видно выхода, хотя рано или поздно перенасыщение неизбежно наступит.
В вину Дюпьё можно поставить некоторую неторопливость первой половины повествования, хотя Магали в брекетах и с прорывающейся дьявольской улыбкой интригует не меньше, чем разгадка «дела о фортепиано». К финалу фильм набирает безумные обороты и радует парадом нелепых смертей, но всё же нельзя сказать, что французский автор идеально освоил хичкоковскую методику. На территории триллеров Дюпьё ещё есть чему поучиться.