
Дарья Лебедева возвращает тепло в сердца остывших петербуржцев.
Жанр мистической романтической комедии задавал настроение голливудскому кино конца 90-х и начала нулевых: «Практическая магия», «Привидение», «Между небом и землей», «Город ангелов», «Их поменяли телами» сформировали целое поколение зрителей, для которых любовь — чувство со сверхъестественным потенциалом. В отечественной же киноиндустрии подобных тенденций ни в конце прошлого, ни в начале текущего века не наблюдалось — вплоть до настоящего времени. Сценарий дебюта Дарьи Лебедевой «Сводишь с ума» попал к продюсеру Георгию Шабанову («Страсти по Матвею», «Слово пацана. Кровь на асфальте») случайно, можно сказать, по волшебству. Будучи преданным поклонником «Дома у озера» и «Бойфренда из будущего», Шабанов уже какое-то время надеялся снять проект, где любовь и фантастика сплетутся в нетривиальный, вдохновляющий сюжет. В идеале — с узнаваемыми российскими декорациями. Замысел молодых и малоизвестных сценаристок Дарьи Лебедевой и Олеси Лихачевой не просто ответил его запросам, а полностью отразил их суть.
Действие «Сводишь с ума» разворачивается вокруг двух молодых людей: сммщица Алиса (Мила Ершова) и бармен Иван (Юрий Насонов) хотят снять одну и ту же квартиру в старом фонде Санкт-Петербурга. В надежде повысить свои шансы на встрече с риелтором ребята решают притвориться супружеской парой, однако когда заветный договор аренды оказывается в руках, между ними происходит перепалка, которая необъяснимым образом делит жизнь на две параллельные реальности.
В одной реальности заветные апартаменты переходят к Алисе и ее глубоко женатому любовнику, по совместительству начальнику, популярному психологу Косте (Антон Васильев). В другой — квартиру оккупирует Иван и шумная толпа его вечно пьяных веселых друзей-раздолбаев. Проблема в том, что герои все еще продолжают видеть и слышать друг друга — сквозь зеркало в ванной, которое становится окном в альтернативный Петербург. Став соседями поневоле, Алиса и Иван постепенно сближаются, порой делясь друг с другом самым сокровенным. Двух на первый взгляд разных людей связывает внутреннее одиночество и неудовлетворенность личной жизнью, которая оборачивается камнем преткновения каждой из существующих реальностей.
С первых кадров «Сводишь с ума» декларирует себя как комфортный мистический ромком, следующий по узнаваемым сюжетным тропам: силы сверхъестественного порядка объединяют две идеальные противоположности, которые в обычной жизни сойтись никогда бы не смогли. Симптоматично, что точкой пересечения становится зеркало, оно отражает героев не только буквально, но и метафорически. Терпеливая и спокойная Алиса, находящаяся в позиции не жены, а вечной любовницы, противопоставляется громкому балагуру Ивану, не способному остановиться на одной женщине за ночь. К своей чести, Лебедева не ограничивается яркими мазками контрастных характеров, а превращает каждую версию старинной питерской квартиры в маленькую карманную вселенную своих персонажей. Тихая депрессия Алисы шепчет в свете ламп и мягком уюте диванных подушек; громкое отчаяние Ивана разрывается в звоне бокалов и лучах ярких неоновых вывесок. И пока заданное фабулой фильма волшебство имитируется на съемочной площадке, магия искусства «Сводишь с ума» реализуется в этих маленьких, неприметных, но очень уютных деталях, создающих ощущение единства героя и кадра.
К третьему акту молодым авторам ожидаемо становится тесно на территории выбранного пространства — действие ромкома покидает двери заколдованной квартиры, направляя героев по не менее таинственным улицам ночного Петербурга, где мосты, словно две параллельные вселенные, также расходятся по разным берегам. Фильмы в духе «Привидения» и «Дома у озера» роднит ощущение эмоциональной утраты: невозможность соприкосновения в альтернативном времени и пространстве часто становится помехой к ожидаемому «и жили они долго и счастливо». В случае «Сводишь с ума» утрата эфемерна, если и вовсе не опциональна — герои несутся навстречу чувствам, сюжет отмахивается от какой-либо логики. Возможно, именно такое — грандиозное — прочтение любви особенно ценно для отечественного зрителя, который чаще всего встречает ее (если встречает вообще) в страстотерпческих криминальных драмах.