
Изобретательный дебют, покоривший критиков на кинофестивале в Торонто.
Школьница Эмбер (Бьянка Белль) обожает рисовать. Чаще всего из-под ее пера выходят монстры — большие и малые, опасные и доброжелательные, переливающиеся всеми цветами радуги и монохромные. У каждого существа есть своя история и особые способности, но, к сожалению, большая часть вымышленных существ появляется на свет, чтобы разрушать и убивать. Рисунки тревожат учителей и настораживают отца — вдовца Тейлора (Тони Хейл), который тщетно пытается вернуть семью к привычной жизни после смерти матери. Эмбер даже отправляют к психологу, но девочка продолжает выдумывать злобных монстриков.
Однажды старший брат Джек (Кью Лоуренс) обнаруживает неподалеку от дома волшебный пруд, вода в котором способна лечить раны и давать жизнь неодушевленному. Эмбер случайно роняет туда тетрадь с рисунками, и спустя несколько часов брату, сестре и их заклятому школьному врагу Боумену (Кэлон Кокс) придется бросить все силы на защиту города от цветастых и блестящих карандашно-восковых фигурок.
«Ужастики» выросли из короткометражки режиссера-дебютанта Сета Уорли «Темные цвета» — неонового эксперимента о троих детях, сражающихся с нарисованными монстрами с помощью такого же нарисованного оружия. В полнометражной версии к основному действию добавляются детали и новые герои, а также раскрываются причины, по которым Эмбер начала выдумывать чудовищ.
Работа Уорли напоминает «Голос монстра» Хуана Антонио Байоны, где нарисованное мальчиком огнедышащее дерево помогает ребенку осознать, что мать смертельно больна и, быть может, ей никогда не станет лучше. На сюжетном уровне Уорли усугубляет ситуацию — мама Эмбер уже мертва, и рисунки помогают девочке смириться с утратой, — но интонационно режиссер, наоборот, пытается максимально дистанцироваться от трагедийности и выбирает более яркие краски. Чудовище в обоих случаях не враг, а проводник через тьму, но Байона говорил о горе с помощью мрачных образов, а Уорли выбирает смех.
Уорли работает с темой горя удивительно мягко. Его чудовища едва ли способны кого-то напугать — они скорее нелепые, смешные и иногда даже трогательные. Огромный круглый Дэйв с длинными лапами, крутящимися глазами и блестящей синей шерсткой, миниатюрные красные пауки-глазастики, обаятельный рыжий котик с щупальцами, слепой оранжевый гигант, путешествующий в паре с павлиноподобным будильником (это надо видеть!), — все они существуют благодаря Эмбер, и она знает, что карандашных чудовищ можно смыть водой, а нарисованных восковыми мелками — расплавить. В этой простой игровой системе есть и свой внутренний смысл: страхи можно победить, если понять их структуру.
По-настоящему пугающий монстр — тот, с которым себя ассоциирует Эмбер. Монохромный, с острыми конечностями, он существует, чтобы создавать новых себе подобных чудовищ. И, конечно, логично, что с ним Эмбер должна сразиться сама, лицом к лицу. Выиграв это сражение, она сможет обуздать водоворот боли, который захватил героиню после смерти матери.
Фильму удается найти баланс между драмой и комедией. Он наполнен живыми диалогами, уместным юмором и забавными визуальными приемами. Уорли будто вспоминает старые приключенческие семейные картины 1980-1990-х, где всегда есть место легкой наивности. Бьянка Белль, Ке Лоуренс и Тони Хейл («Вице-президент», «Замедленное развитие») гармонично смотрятся в виде семьи, но особенно хороши сцены с участием тети Лиз (Д’Арси Карден), сестры Тейлора. Героиня не только добавляет фильму комедии, когда раз за разом приглашает в дом потенциальных покупателей и терпит неудачу то из-за нелепых действий Тейлора, то из-за махинаций монстриков, но и первой понимает, что происходит. Лиз советует брату меньше беспокоиться о девочке, которая зарисовывает свою боль, и больше — о мужчинах, которые ее прячут. Отец и сын, выбравшие молчание, упаковывают в чемодан мамины фотографии, пытаются склеить разбитую тарелку, которая ассоциируется со счастливыми днями, говорят себе «быть сильными» и отказываются обсуждать смерть. Только Эмбер, вооруженная карандашами, честно проходит через горе, потому что она понимает, что это единственный способ пережить скорбь и двигаться дальше.
«Ужастики. Ожившие рисунки» — трогательная притча о целительной силе воображения. Это фильм о боли, превращенной в творчество, и о том, что даже страх и скорбь могут стать началом чего-то прекрасного. Сет Уорли бережно обращается с темами потери и взросления, показывая, что чудовища внутри нас не всегда зло — чаще всего это просто невыраженные чувства, которым нужно дать форму, чтобы они перестали нас пугать.