Что посмотреть Раньше было лучше?
Калимба Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLrX8srFJz
Рецензии

Рецензия на фильм «Я делаю шаг»: спекулятивная трагедия учителя-дислексика

Как педагог с проблемами с агрессией пытается найти общий язык с подростками.

Добавить в закладки

Массовое российское кино продолжает поражать гротеском: трагедии тянутся к тени отца Гамлета, но неуклюже превращаются в комедию. В фильме Ольги Акатьевой «Я делаю шаг» тяжело не усматривать дополнительный контекст в страхе главного героя — учителя русского языка и литературы Сан Саныча (Сергей Новосад), который никак не может смириться со своей природой.

Саша закончил престижный университет, но педагогом становиться не собирается, потому что с детьми работать не желает. Еще он только после получения диплома выяснил, что учился по специальной квоте и теперь обязан либо проработать пять лет в одной школе, либо откупиться. Все потому, что Саша не прочитал договор. Еще несметное количество странных оказий случилось с ним по причине дислексии — специфического расстройства, при котором «буквы и символы воспринимаются иначе». Проще говоря, читать и писать герой не умеет и всеми силами это скрывает. 

Равшана Куркова на кадре из фильма «Я делаю шаг»

Равшана Куркова на кадре из фильма «Я делаю шаг»

По заветам жанрового кино главному герою предстоит себя перебороть: ему в классное руководство достается разношерстный 9 «Б», найти общий язык с которым можно только через торг. Поэтому новоиспеченный преподаватель заключает с подростками пари: дети участвуют в литературной олимпиаде и на выигрыш едут за границу, а Сан Саныч не портит им аттестаты в конце года. 

Кинематограф повидал достаточно историй о страшной тайне, раскрытие которой может стоить карьеры, личной жизни и здоровья. Когда Сан Саныч шифруется, пытается исправить свою природу с врачом (безысходно) и никак не может представить себя полноценным членом общества, создается ощущение, что скрывает он не дислексию, а ориентацию — с таким надрывом создатели фильма преподносят маленький секрет. 

Кадр из фильма «Я делаю шаг»

Кадр из фильма «Я делаю шаг»

Количество необъяснимых мотивов и действий, оправдать которые можно с натяжкой, создают ощущение, будто создатели замахивались на полноценный блокбастер, но промахнулись в мелодраму. Спекуляция продолжается сразу по нескольким фронтам: вышедшая в год учителя и наставника картина пытается обелить преподавателя, заигравшегося в тирана из-за личных травм и срывающегося на неприветливых учеников.

Если оценить весь педагогический состав фильма, не найдется ни одного положительного образа. Бывшая возлюбленная главного героя Катя (Милана Бру) подставляет Сашу ради собственной выгоды, а потом до того неприятно скалится, будто перепутала телевизионное шоу с театральной сценой. Первая учительница, а теперь главная соперница в лице Равшаны Курковой когда-то грозилась сдать маленького Сашу в детдом и спустя годы никак не может простить проигранную медаль. Сам Сан Саныч тоже далеко не лучший пример педагога: он крушит самодельный пандус при входе в травмпункт, что показывает не только зашкаливающую агрессию, но и удивительный эгоизм. 

Равшана Куркова на кадре из фильма «Я делаю шаг»

Равшана Куркова на кадре из фильма «Я делаю шаг»

В какой-то момент неприязнь к героиням начинает зашкаливать, и в голове звенит диссонанс: зачем женщине-режиссеру создавать примитивно сексистские образы? Последним гвоздем в крышке гроба фильма становится Оля (Анастасия Талызина), которая всю жизнь любит Сашу, но вышла замуж за появившегося на две минуты Дениса Шведова. Выясняется, что ей поставили «пару синяков» в целях профилактики, и стоит Саше заикнуться об этом, случается странное: Оля заявляет, что тот ничего не понимает и домашний тиран — ее единственная возможность нормально существовать. Завершается ли эта линия чем-то адекватным? Едва ли — с детства влюбленные герои целуются на закате и подрывают завещанные классиками русской литературы морали.

Картина завершается высокопарным рассуждением о призвании, социуме и необязательности победы. По законам жанра все кончается хорошо, но обрывисто и авансом: Сан Саныч продолжает бежать по набережной навстречу какому-то светлому будущему, о планах на которое зрителю не заявляют. Напускному героизму не помогает даже Сергей Новосад, по-есенински справляющийся с ролью учителя литературы. У нас не всплывают воспоминания об учительнице первой и родной и не открывается второе дыхание. Возможно, мы просто не так поняли символы. 

Текст: Ная Гусева
1 комментарий
А
Ну что ж, научились и наши клепать фильмы по американскому клише, закрывая глаза на массу несостыковок. Хочу только задать вопрос: у нас изучение литературы окончательно превратилось в зазубривание абсолютно неважных фактов, натаскивание на ЕГЭ? А как же воспитание духовности? Мы совсем забыли про это. Как же больно за наше молодое поколение. За то что их не учат думать и анализировать. Не развивают критическое мышление. А только пичкают готовой информацией.
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?