
Уэнсдей Аддамс и Ксавье Торп в параллельной вселенной.
Реми (Дженна Ортега) и Барнс (Перси Хайнс Уайт) впервые встречаются зимой: подростки едут в Нью-Йорк и заводят непринужденную беседу в пути. Разговоры о будущем, планах, музыке… все это кажется началом головокружительного романа. Но Реми отказывается от предложения сходить на свидание: девушка занята подготовкой к поступлению в Гарвард, а Барнс, который и вовсе не собирается в колледж, не тот человек, которого отличница готова впустить в свою жизнь. Снежные будни сменяются солнечными днями: молодые люди вновь сталкиваются — на этот раз на школьном выпускном. Весной сердце Реми оказывается более открытым к романтике: героиня решает отложить думы о скором отъезде и провести лето в компании Барнса.
«Зима, весна, лето или осень» был показан на кинофестивале «Трайбека» летом 2024 года, а сейчас вышел в Сети. Фильм стал режиссерским дебютом Тиффани Полсен — кинематографистки, питающей слабость к лирическим историям: ранее Полсен работала над сценариями ромкомов «Пара на праздники» и «Ирония судьбы в Голливуде». Учитывая опыт авторки, от «Зимы, весны, лета или осени» ожидаешь изобилия штампов. Но, к счастью, лента избегает слезоточивости и экспрессии: история Реми и Барнса, напротив, полна неловкостей и нежностей — того, чего не хватает большинству современных ромкомов.
Благодарить за теплую интонацию стоит не только режиссерку, но и исполнителей главных ролей: экран искрится от химии между Дженной Ортегой и Перси Хайнсом Уайтом. Актеры уже играли влюбленных в «Уэнсдей», но, как известно, Уайта исключили из проекта из-за обвинений в сексуальном насилии. Сам канадец отрицает вину, но, так или иначе, продолжения линии Уэнсдей Аддамс и Ксавье Торпа мы уже не увидим. Производство «Зимы, весны, лета или осени» началось незадолго до выхода шоу Netflix. То есть у Полсен не было возможности заранее оценить взаимодействие Ортеги и Уайта в кадре. В общем, постановщице действительно повезло с кастом: кажется, поклонники «Уэнсдей» ждали молодежный ромком не меньше второго сезона готического сериала.
Богатая отличница влюбляется в мятежника — история стара как мир. Что может быть банальнее, чем мелодрама о столкновении двух противоположностей? Тиффани Полсен берет избитый троп и умудряется сделать не очередной фильм в духе «После», а нечто отдаленно похожее на «Нормальных людей». Дело в человечности героев: Реми и Барнса, несмотря на архетипичные черты, сложно назвать карикатурными. Девушка выходит за рамки образа прилежной ученицы, а юноша — не плохиш вовсе, а скорее непосредственный и свободолюбивый школьник, привыкший плыть по течению без заранее разработанного плана и амбиций поступить в университет Лиги Плюща. К тому же «Зима, весна, лето или осень» не перегружена драматизмом: мы знаем, например, что детство Барнса прошло в разъездах с матерью-одиночкой, но режиссерка отказывается углубляться в прошлое и копаться в потенциальных травмах. Полсен снимает не ленту о потерянных и сбитых с толку подростках, а обыкновенное и между тем честное кино о первой любви.
События фильма «Зима, весна, лето или осень» происходят в течение четырех будней — по одному дню в каждом сезоне. Отношения Реми и Барнса развиваются неспешно: первую половину фильма подростки стесняются, говорят необдуманные слова, заливаются румянцем и осторожно делают шаги навстречу друг другу. Вторая часть ленты немного теряет в обаянии: порой кажется, что на экране включилась другая картина — более штампованная и предсказуемая. Но волшебство взаимодействия вынуждает зрителей простить сантименты и досмотреть фильм до самых титров.
«Зима, весна, лето или осень» хоть и содержит парочку широких жестов жанра, но трогает благодаря живым диалогам и приятному саундтреку. Реми и Барнс, как Джесси и Селин, много разговаривают: к слову, детище Тиффани Полсен анонсировали как если бы «Перед рассветом» встретил «Хорошо быть тихоней». Режиссерка явно вдохновлялась работой Ричарда Линклейтера: как минимум потому, что герои знакомятся в поезде! Шероховатый, совершенно неидеальный, порой затянутый, но трепетный фильм размышляет о непростых попытках найти баланс между разными сферами жизни и постичь вечную истину: как строить отношения, чтобы они работали? Особенно когда ты только-только вступаешь во взрослую жизнь и боишься совершать ошибки.