Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJmsqh2
Bloober вновь возвращается к своей — не лучшей — форме
В начале сентября польская студия Bloober Team выпустила новый хоррор Cronos: The New Dawn. Разработка велась параллельно с ремейком Silent Hill 2, что позволило выпустить игру всего через год после прошлого релиза. Вот только второй раз той же магии добиться не удалось. Что получилось, а что нет, разбираемся в тексте ниже.
Проверка на человечность
Польша, неопределенное будущее. Путешественник ND-3576 просыпается от длительного сна, чтобы продолжить задачу Коллектива по спасению человечества от Изменения. Девушка, скрытая темпоральным панцирем, должна найти и спасти Эдварда Вишневского, чье существование может помочь человечеству в длительной перспективе. Для непростой операции нужно обнаружить временной разлом и «извлечь» сущность мужчины до того, как случилась катастрофа, — в 1980-х. И без того непростое дело, сопряженное со смертельной опасностью, усложняется информацией, полученной в прошлом: кажется, Коллектив не так прост, да и Путешественники не столько помогают, сколько портят. Но обо всем по порядку.
Cronos: The New Dawn — первая игра «реформированной» студии Bloober Team. Это уже вторая перестройка компании: в 2014-м небольшая польская студия решила заниматься хоррорами вместо мобильных игр, а в 2024-м, после выхода ремейка Silent Hill 2, пошла на разительное усложнение своих проектов — в том числе на добавление боевой системы, что отсутствовала во всех предыдущих играх. Да и в целом вырос размах: если ранние игры были скорее очень локальными историями, то Cronos предлагает уже куда больший масштаб, разрастаясь до целого города.
Чужие игрушки
Начинать разговор о Cronos стоит с главного слона — боевой системы. По трейлерам могло показаться, что она напоминает таковую в Resident Evil 4 или Dead Space, и нужно сказать, что ощущения не обманывают — она и правда похожа. Игроку приходится бегать с камерой из-за плеча и отстреливать противников, имея возможность перемещаться со сниженной скоростью. Никаких уворотов или чего-то подобного не предусмотрено — стой, иди или стреляй. Из поблажек разве что быстрое переключение оружия: все пушки здесь являются вариацией базового устройства, поэтому меняются как по волшебству — крайне быстро и со стильным эффектом оранжевого цвета. Это, конечно, не Quick Swap из Doom Eternal, но для местной динамики более чем достаточно.
Главное отличие от вышеперечисленных игр — альтернативный вид огня. Почти все оружие за парой исключений можно «заряжать», накапливая силу атаки: это снижает скорость выстрела, но увеличивает силу атаки, причем увеличивает значительно. Довольно быстро становится понятно, что стрелять лучше именно так — патроны здесь на вес золота. При этом есть два немаловажных нюанса: изначально любое оружие очень сильно раскачивается в руках героини, а также вмещает мало патронов, что в сумме делает бои еще сложнее.
Оружие, по заветам игр-прототипов, можно улучшать. Обычно речь идет об увеличении урона, стабильности и боезапаса, а также снижении отдачи и, например, ускорении перезарядки. У разных видов оружия параметры отличаются, поэтому могут быть свои особенности. Суть при этом одинакова — стреляем точнее, больнее и чаще. На улучшение оружия расходуется энергия — не какой-то абстрактный запас, а местная валюта, щедро раскиданная по уровням в виде батареек «Планета 2», автомобильных аккумуляторов и других энергоносителей.
Еще один вид ресурсов — ядра: они нужны на улучшения костюма и зажигательных элементов — «Факела» и «Выжигателя». Первый позволяет поджигать все в небольшом радиусе вокруг Путника, второй работает как гранаты с дистанционным подрывом, которые срабатывают при приближении врагов. Улучшение в обоих случаях позволяет увеличить радиус распространения огня и количество переносимых единиц, а в случае с «Факелом» еще и время горения. Огонь здесь выполняет крайне важную функцию: дело в том, что местные противники, названные Сиротами, способны сливаться в единое целое, в том числе с уже павшими собратьями. Спасение от этого только одно — тела нужно сжигать. Огонь при этом неплохо работает и на активных Сиротах, позволяя прерывать сильные атаки и попытки слияния, так что держать «зажигалки» при себе здесь попросту жизненно необходимо.
Вечный дефицит
Улучшения костюма же в целом привычны для любого, кто знаком с жанром Survival Horror: Путник может увеличить здоровье, количество переносимых ресурсов для создания предметов и слотов в инвентаре. Последнее особенно полезно, так как на деле их не хватает даже при полной прокачке, особенно для тех, кто пытается быть во всеоружии. Простая математика: четыре оружия можно повесить на клавиши быстрого доступа. К каждому из четырех почти наверняка будут нужны свои уникальные патроны: да, формально здесь есть по две пушки на каждую амуницию, но носить их с собой — расточительство. Еще один слот уходит под аптечки, плюс два — под зажигательные элементы. Итого 11 активно используемых при максимуме в… 12. Хочется сказать спасибо продуманному геймдизайну, благодаря которому игрок постоянно нуждается в ресурсах — заполнить разом все 11 попросту невозможно.
«Оставшийся» слот здесь нужен для различных полезных сюжетных предметов. Разработчики явно оглядывались на Resident Evil, поэтому то и дело приходится с собой таскать различные ключи, отмычки, рычаги и другие предметы. Разумеется, есть и болторез для перекусывания цепей: чаще всего за ними скрываются опциональные зоны с ресурсами. Из-за ограничений игрок тратит время не столько на собственно головоломки, сколько на постоянное перекладывание предметов из инвентаря в особое хранилище — тоже подсмотренное у «ящика» из Resident Evil. Местами — до абсурда: на прокачку высоких уровней костюма нужно по три ядра разом, и использовать оные со склада попросту нельзя — нужно нести все три с собой. Квестовые предметы, к слову, тоже редко приходят по одному, заставляя жонглировать инвентарем с завидной регулярностью.
Необходимый минимум
Сами загадки при этом даже базовыми назвать сложно — они проще таковых даже в Resident Evil, которая никогда не славилась особо сложными головоломками. Если не считать тех, где нужно прибегать к предметам, в игре есть еще три уникальные механики, открывающиеся постепенно. Первая — управление временными разломами: не теми, в которых нужно отправляться в прошлое и спасать людей, а более локальными. Выглядят они как черно-красные шары, в которые нужно отправить особый импульс для изменения состояния чего бы то ни было во времени. Обычно речь о разрушенных постройках, которые таким образом восстанавливаются. Вторая — гравитационные ботинки, позволяющие нарушать законы гравитации в строго определенных местах. Обычно это не работает как какая-то полноценная механика и просто требует от игрока минимальной внимательности в поиске крупных светящихся платформ. Наконец, третья — особые электрические дротики, позволяющие передавать ток от генераторов к приемникам. Примечательно, что последняя механика приходит буквально за пару часов до финала.
Все три вышеуказанные механики предельно просты и почти не требуют включения мозга — знай себе активируй то, что видишь. Реальных загадок здесь в итоге кот наплакал: за всю игру, которая отнимает около 15 часов на первое прохождение, едва ли наберется две-три задачки, способные минимально запустить серое вещество. Впрочем, они вносят нужную долю разнообразия, за что уже спасибо. А еще некоторые из задачек приводят к котикам, которых нужно спасать: это не только для красоты, но и для пользы — обычно они оставляют в благодарность какой-нибудь полезный предмет.
Пролетарии всех стран — объединяйтесь!
Но это все о геймплее, который, как известно, обрамляет сюжет. И с последним тут все… плохо. Для тех, кто смотрел «Тьму» Барана бо Одара и Янтье Фризе или читал «Конец вечности» Айзека Азимова, задумка и все центральные твисты станут понятны максимум к середине прохождения — удивлять Cronos как-то не торопится. Более того, глобальная катастрофа, уничтожающая человечество в привычном понимании, в конечном счете подана через личную трагедию горстки людей, чье количество можно пересчитать по пальцам одной руки. Ну, максимум двух, если считать некоторых второстепенных героев.
Cronos опирается на очень личную драму, но говорит о большом и коллективном. Слово «вместе» здесь звучит по любому поводу: Путники приходят из Объединения, Польша живет при Союзе, загадочная болезнь, создавшая Сирот, натурально сливает человечество в единую биомассу, а в 1980-х выжившие искали убежища, объединившись под знаменем церкви. Невольно напрашивается мысль о центральном конфликте, в котором личное довлеет над коллективным, — однако и личное тут нельзя назвать чем-то хорошим. Не вдаваясь в спойлеры, можно упомянуть, что катастрофа произошла из-за персональной ошибки, которую можно было бы предотвратить, если бы задействованные чуть больше думали о других.
Не менее очевидной кажется и мысль о польской травме, нанесенной Советами: например, в сюжете важное место занимает металлургический завод имени Ленина, на котором рабочие восстали против правительства, что очевидно перекликается с восстанием на гданьской судоверфи имени Ленина, возглавленном Лехом Валенсой. Игра в целом основательно проходится по социалистическому строю, мимоходом вскрывая проблемы вроде коррумпированности власти и превышения полномочий руководством партии.
Вообще, стоит отметить, что все вокруг сюжета на удивление в разы интереснее, чем сам сюжет. Bloober Team удалось создать интересную вселенную, в которой намешано немало противоречий и загадок, и далеко не все они полноценно раскрыты. Например, игра дает ответы по поводу причин случившейся катастрофы, но не объясняет всех ее последствий, оставляя многие странности на откуп игроку. Более того, по косвенным параметрам можно понять, что минуло около века с произошедшего конца света, но повсюду до сих пор горит свет — даже фары у автомобилей, где успели сгнить кресла. Подобное, несомненно, задает гнетущую и интересную атмосферу, но оставляет множество вопросов.
И если следить за миром увлекательно, как и восстанавливать по запискам картину гибели человечества, то наблюдать непосредственно за историей — увы, нет. Отношения персонажей раскрываются словно впопыхах, некоторые герои не получают достаточно экранного времени, а интрига, как упоминалось выше, не работает в силу очевидности сценарных ходов. Доходит до смешного: примерно в середине прохождения мне удалось предугадать два возможных финала игры. А узнав, что на втором прохождении доступен третий, я с ходу назвал и его — и вновь оказался прав.
Пляски на граблях
Вообще, Cronos — это игра, от которой буквально веет духом Bloober Team. Все их собственные проекты можно описать одной емкой фразой — растраченный потенциал: уже в первой Layers of Fear чувствовалось, что авторы что-то понимают и могут предложить интересный опыт, но не смогли довести идею до ума. Там одной из самых очевидных проблем был монстр, не способный напугать и нанести игроку какой-либо урон, но хватало и других мелких недочетов. То же случилось и с Observer, и с Blair Witch, и с The Medium — последнюю, к слову, делала та же команда, что и Cronos, и у нее тоже хватало сценарных проблем. Проблема миновала разве что в Silent Hill 2, но есть подозрение, что на успех ремейка сработало сразу два фактора: сюжет, созданный до Bloober Team, и издательский контроль. Стоило вновь дать разработчикам творческую свободу, как вылезли те же грабли.
И это до боли обидно, так как у Cronos отличный потенциал: здесь хватает интересных находок вроде объединяющихся врагов и общего загадочного сеттинга, но они спотыкаются о неловкий сценарий, странный менеджмент инвентаря и общую вторичность большинства механик. Казалось бы, измени всего пару мелочей — и получится куда более увлекательная игра, но «проклятие» Bloober Team вновь настигло студию. Следить за ними, впрочем, все так же интересно — авось в следующий раз наконец получится. Ну или подождем ремейк Silent Hill — на него как-то надежд больше, чем на собственные проекты студии.
Рецензия на сериал «М. Сын века» — страшную историческую драму о зарождении фашизма от Джо Райта
15 сентября / Текст: Максим Ершов
Рецензия на сериал «Девушка моего сына» — психологическую драму с Робин Райт и Оливией Кук
15 сентября / Текст: Гульназ Давлетшина
Рецензия на игру Cronos: The New Dawn — страх и ненависть перед лицом апокалипсиса
Сегодня / Текст: Сергей Сергиенко
Венеция’2025: рецензия на фильм «100 ночей Хиро» — феминистскую сказку с Майкой Монро, Эммой Коррин и Charli XCX
14 сентября / Текст: Настасья Горбачевская
«Вегас, детка!»: чего ждать от второго сезона сериала «Фоллаут»
14 сентября / Текст: Владимир Ростовский
Здравствуйте, за вами следят: рецензия на сериал «Жены на охоте» с Бриттани Сноу и Малин Акерман
14 сентября / Текст: Яна Телова
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).