
Геймплей сохранился на отлично — в отличие от сценарных поворотов.
Тренд на возрождение классических серий и не думает угасать. Capcom в этом деле опережает многих: одни франшизы, как Resident Evil, получают полноценные ремейки, другие, как Monster Hunter, — новые части. А третьи, как Onimusha, живут за счет ремастеров — плюс в 2026-м все же выйдет полноценная новая часть. Ожидание должно скрасить переиздание сиквела, впервые выходящее за пределами PlayStation 2. Каким оно получилось и стоит ли обращать внимание на игру более чем 20-летней давности — читайте ниже.
Воскресший лорд Ода Нобунага заменил Фортинбраса (его сразил Саманоскэ Акэти в Onimusha: Warlords) в качестве лидера Генма, ужасающих демонов. Под новым началом враги человечества начали кровавое шествие, уничтожая все на своем пути. Одной из жертв оказалась деревня Ягью, родина самуря Джубэя: юноша был вдали от дома, благодаря чему выжил. От Такадзё, женщины-они, он узнал, что за уничтожением селения стоит Нобунага: чтобы одолеть нового короля демонов, Джубэю нужно собрать пять шаров они, символизирующих добродетели: милосердие, веру, честность, почтение и силу.
Для начала немного истории. Onimusha 2 вышла в 2002 году, спустя год после первой части, Onimusha: Warlords. По факту обе игры разрабатывались параллельно, что и позволило выпустить сиквел так быстро. При этом команда Samurai’s Destiny развивала идеи коллег и привносила новое: пока оригинал буквально следовал формуле «Resident Evil в эпоху Сэнгоку» и предлагал исследовать замок вместо особняка, попутно сражаясь с монстрами, Onimusha 2 создавалась как более приключенческая игра с посещением множества локаций. Поэтому необходимость исследовать сложную структуру одного здания пропала, уступив место полноценному путешествию.
Боевая система не претерпела существенных изменений. Это все еще куда более методичный экшен, чем, например, Devil May Cry той же Capcom: вместо залихватских комбо и стильной нарезки демонов Джубэй полагается на точность и методичность. Одна из ключевых механик — иссэн: так называется атака, проведенная за мгновение до того, как Джубэй получит урон. Это позволяет контратаковать и лишить врага жизни одним ударом. Что важно, иссэн можно превращать в полноценные связки, снося толпы противников за секунды. К этому добавились и приемы, которых не было в первой части: например, Джубэй может заряжать атаки и проводить дополнительные комбо, если найдет соответствующие секретные свитки.
Еще одно важное нововведение — режим онимуши: Джубэй является потомком они, поэтому при правильных условиях способен обращаться в демона, получая временное бессмертие и рост физической мощи. Для применения нужно накопить пять особых душ, иногда выпадающих с врагов. В остальном все знакомо по первой части: Джубэй, как и Саманоскэ, умеет собирать жизненную эссенцию убитых врагов, которая тратится на улучшение оружия и доспехов. Оружие, в свою очередь, открывается по мере прохождения и обладает магией, которую также можно использовать в бою: например, каменным молотом Докуцуем можно с силой ударить по земле, пуская силовую волну, а ледяное копье Хедзин-Яри замораживает всех, кто стоит на линии атаки.
Впрочем, куда интереснее изменения, не касающиеся боевой системы. В отличие от Warlords, Samurai’s Destiny предлагает нелинейный игровой опыт: концовка здесь всего одна, однако путь к ней может радикально меняться в зависимости от того, что выберет игрок. Дело в том, что кроме Джубэя в приключении участвует четверка его друзей: стрелок Магоити Сайга, монах-копейщик Экей Анкокудзи, ниндзя Котаро Фума и воительница Ойю. На ранних этапах Джубэй может собирать подарки и золото, за которое можно покупать другие полезные безделушки. Даря их четверке, самурай добивается расположения персонажей, и тот, с кем отношения выходят на высокий уровень, будет помогать в прохождении до самого конца. Помощник может быть только один, что открывает простор для переигрывания: узнать судьбу каждого можно, только пройдя экшен четыре раза.
Немного обидно, что на то, кто именно станет помощником, влияют не действия игрока, а только подарки. Которые, к слову, нужны вплоть до конца игры: если не добиться достаточной привязанности (или вовсе оттолкнуть товарища неправильным выбором), то Джубэя могут предать или не прийти на помощь в ответственный момент. Это вносит немало разнообразия и подталкивает к экспериментам.
У каждого из четверки своя судьба: герои действуют согласно своим мотивам, у них есть отношения между собой (например, Магоити и Экей ненавидят друг друга), и все это постепенно раскрывается в ходе прохождения. Следить за большинством интересно, но есть здесь, увы, и ложка дегтя — то, как в игре показана Ойю.
Если геймплейно Onimusha 2 практически не устарела и отлично ощущается и сегодня (особенно с учетом улучшений переиздания вроде возможности двигаться не только «танково», но и с помощью аналогового стика), то к сюжетным перипетиям есть немалые вопросы, главный из которых касается единственной женщины в основном касте. Ойю, даром что воительница, то и дело либо попадает в переделки либо объективируется: в открывающей сцене с представлением персонажей все мужчины показывают свою крутость и боевую удаль, а Ойю… просто принимает ванну. Да и в игре вооруженная девушка при первой встрече с Джубэем не может дать отпор трем деревенщинам, откалывающим пошлые намеки. В ходе игры Джубэй будет с завидной регулярностью выручать героиню, которая, несомненно, в конечном итоге влюбляется в самурая — тест Бекдел тут, как понимаете, попросту непроходим.
Это можно было бы списать на влияние времени («нулевые» в играх запомнились в том числе и этим), но проблема в том, что в Warlords подобного не было. Наряду с Саманоскэ там действовала куноити Каэдэ, которая была вполне проработанной героиней и не страдала от наплевательского отношения авторов. Никто не пытался ее принижать — наоборот, всячески подчеркивалось, что она умелый воин и способна постоять за себя. Почему Ойю стала таким большим шагом назад — большая загадка. Впрочем, в переиздании авторы немного скрасили картину хотя бы тем, что слегка зацензурили сцену с душем и «прикрыли» самый откровенный наряд — что, к слову, вызвало волну негодования в Сети с обвинениями Capcom в потакании трендам и попыткам отменять прошлое. Читать подобное смешно на фоне сохранения диалогов о «слабости» женщин и другого подобного контента, который невозможно представить в современном мире.
Если бы не сценарные странности, Onimusha 2 можно было бы смело заносить в списки отличных игр. Если же оценивать именно ремастер, Samurai’s Destiny можно считать примером для подражания: авторы изрядно подтянули картинку, улучшили механики, добавили несколько новых режимов (а другие сделали доступными без сложных телодвижений) и исправили некоторые из проблем оригинала. С этой точки зрения Onimusha 2 более чем достойна похвалы: это все еще хороший способ скоротать время в ожидании новой части франшизы, механически работающий на ура. Ну а сюжетно это, можно сказать, экскурс в прошлое: относиться к нему можно по-разному, но отрицать его существование было бы неправильным.