Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneRJUcvi6xu Okko Okko
Рецензии на игры

Рецензия на игру «Приключения капитана Блада»: иногда они возвращаются… снова

Живой реликт отечественного геймдева прямиком из сундука Дэйви Джонса

Добавить в закладки
Рецензия на игру «Приключения капитана Блада»: иногда они возвращаются… снова
Описание Рецензии Новости по теме Кадры и скриншоты Трейлеры Похожие игры
Максим Бугулов
Максим Бугулов Автор film.ru с 2017 г. 58 публикаций
Captain Blood
Captain Blood
Captain Blood , 2025
Тип игры: экшен
Платформы: macnintendo switchpc (windows)

Редкие проекты могут похвастаться столь лихой судьбой, как «Приключения капитана Блада». История игры не только интереснее её же сюжета, но и заставляет задуматься о том, что некоторые вещи отказываются умирать.

Звезда и смерть Питера Блада

В 2003 году, сразу после выпуска «Пиратов Карибского моря», внутренняя команда «Акеллы» села за спин-офф «Корсаров», чтобы расширить портфолио студии чем-то более нишевым, чем симулятор благородных морских проходимцев. Источником вдохновения был выбран легендарный приключенческий роман Рафаэля Сабатини «Одиссея капитана Блада»: его планировали с минимальными купюрами перенести в видеоигровой формат.

Captain Blood

Captain Blood

Достаточно быстро у команды, которая оформилась во внутреннюю студию .dat, сменился руководитель: место у штурвала занял Ренат Незаметдинов. Спин-офф вырисовывался весьма похожим на прародителя: неторопливый геймплей, морские и рукопашные сражения — разве что свободу путешествий урезали да сделали больший упор на сюжетную составляющую. От верности первоисточнику тоже отказались в угоду динамике геймплея.

В приоритетах «Акеллы» был выпуск игры на новенькой Xbox 360. Незаметдинов противился этому решению, так как параллельно с разработкой придется изучать девкит консоли, с которой никто из команды еще не работал. Переубедить руководство геймдизайнеру не удалось, и в 2005-м он покинул проект, а место на капитанском мостике занял ведущий разработчик Сергей Макеев.

Под флагом нового геймдиректора экшен-RPG окончательно мутировала в хэк-н-слэш а-ля God of War, хотя морские сражения всё еще значились как важная составляющая игры. Ото всех предыдущих наработок решили отказаться, и труд над «Приключениями» начался фактически с нуля — на другом движке (Storm Engine 2.5, а впоследствии и Storm Engine 3.0). Причина смены фарватера заключалась в страшном кораблекрушении, постигшем третьих «Корсаров»: так адаптация «Капитана Блада» стала не просто спин-оффом, а принципиально иным проектом. Параллельно «Акелла» заключила контракт с нидерландским дистрибьютором Playlogic Entertainment для продаж разрабатываемого тайтла за рубежом.

Пока девелоперы определялись с арт-дирекшеном (был выбран гротескный, слегка мультяшный стиль) и механиками кор-геймплея, шли месяцы, и в Playlogic задались вопросом, чем же там в России так долго занимаются. Настойчивые е-мейлы не приносили результатов, поэтому в Москву был командирован голландский продюсер. Когда и это не ускорило разработку, Playlogic разорвали партнерские отношения, а затем подали в суд.

Captain Blood

В «Акелле» не нашли ни мотивации, ни финансовых ресурсов, чтобы бороться за жизнь «Блада», и продали свою внутреннюю студию компании «1С». Команда растеряла часть сотрудников, но обрела официальное название «1С: Морской Волк», новый флаг и примерный отрезок релиза для хэк-н-слэша — конец 2008 года. Разумеется, выхода по графику не случилось: у «1С» имелись собственные пожелания, а девелоперы хотели вернуть хотя бы часть фич, от которых пришлось отказаться при «Акелле». Разработка со спорадическими кранчами затянулась аж до 2010-го, и в июле команда торжественно передала мастер-диск издателю.

Время шло. Сотрудники «1С: Морской Волк» успели поработать в разных отделах над разными проектами, а потом и вовсе покинуть стены компании. Но игра все не выходила. Постепенно и игроки, и разработчики перестали интересоваться ее судьбой — «Капитан Блад» оказался полностью забытым. Сейчас сложно достоверно определить, по какой причине «1С» отказалась от релиза, но наиболее вероятной версией кажутся потенциальные судебные тяжбы с Playlogic — наследство от «Акеллы». Внезапно в 2021 году полноценный предрелизный билд оказался на торрентах: да, официального выпуска не случилось, но игра хотя бы дошла до тех, ради кого она и создавалась.

Мертвецы не так часто восстают из могил, и «слив» билда не мог не вызвать интереса со стороны комьюнити: как тех, кто еще помнил участие «Капитана Блада» на видеоигровых выставках, так и случайных прохожих, впечатленных тяжелой судьбой долгостроя. Наконец 6 мая состоялся международный релиз многострадального хэк-н-слэша для ПК и консолей — благодарить стоит специалистов по цифровой некромантии из польской студии SNEG и малайзийских разработчиков из General Arcade.

Кильватер казней

В итоге от Сабатини в сюжете осталось лишь имя титульного капитана — здоровенного детины, успешно пиратствующего в водах Карибского бассейна. Благородством он не отличается, но все же более вменяемый, чем большинство его коллег по ремеслу. Лихой флибустьер планирует нажиться на войне Англии и Испании, ожидая удобного случая, чтобы получить каперскую грамоту. И случай сам приплывает в сети: к Бладу обращается советник губернатора Порт-Рояла с просьбой найти и вызволить из плена дочь Лорейн. За это капитану полагается 50 тысяч золотых монет и должность капера при Британской Короне.

Captain Blood

Captain Blood

Аристократической изысканностью сюжет «Приключений» не отличается, но честно передвигает события из точки А в точку Б и предлагает какие-никакие ставки. Под стать и кат-сцены: не слишком вычурные, умеренно кинематографичные и приятные на вид. А шероховатости неплохо сглаживает местный арт-дирекшен: что бы там ни говорили продавцы «железа», но стиль важнее технологий.

Раз приключения Питера Блада — это хэк-н-слэш, то и весь упор на боевую систему. Она у воскресшего чуда отечественного игропрома не слишком развесистая, зато рабочая: в наличии слабая и сильная атаки, многочисленные комбо, метательные бомбы, выстрел из пистолета, блок и режим ярости. Прыгать Питер не умеет, зато ловко перекатывается — помогает в окружении врагов или когда требуется дистанцироваться от неблокируемого замаха противника. Имеется и захват, но работает он интересно: самых слабых врагов он мгновенно нейтрализует, а для сильных используется в качестве активатора казни. Когда враждебно настроенные испанцы лишаются большей части здоровья, у них над головой появляется специальный маркер, сигнализирующий о готовности к казни. На выбор доступны четыре варианта: базовая, с отбором оружия, с восстановлением шкалы ярости или с бонусом к добыче. Последние три добивания требуется покупать в магазине за собранные дублоны и пиастры — как, к слову, и комбо, а также улучшения для пистолета и показателей протагониста.

Танец с саблями

Собственно, кроме битв, в «Капитане Бладе» заняться особо нечем. Уровни линейные и маленькие, и единственное подобие эксплоринга в местных «кишках» — это поиск сундуков. А взмахи меча и кулака прерывают разве что QTE, провал которых ведет к перезапуску контрольной точки.

Captain Blood

Хэк-н-слэш по «Бладу» — это битемапная прямолинейность, причем старой, 16-битной школы. Только броулеры 1990-х не имели такого хронометража и обычно заканчивались раньше, чем надоедали. «Приключения» — случай более любопытный: он отпугивает неофитов, раскрываясь только перед терпеливыми геймерами.

Первые несколько уровней капитан под управлением игрока осваивает базовые комбо, приобретает новые, учится их применять в различных ситуациях. Точно такая же история и с казнями. Ограниченный ассортимент врагов не требует от геймера вырабатывать подход под разные ситуации: X-X-X-X-Y или Y-Y-Y с последующим захватом вполне достаточно для решения любых проблем. Дополнительные развлечения, вроде возможности пострелять по кораблям или выломать ворота, основной процесс разнообразят слабо и, прямо скажем, забавой считаться не могут. Но стоит хронометражу раскочегариться, как раскачанный Блад оказывается окружен большим скоплением врагов, и вот здесь приходится думать. Кого ликвидировать первым? Где какое комбо провести? В какой момент активировать казнь, чтобы тут же врубить ярость? Протянет ли герой на адреналине до следующей казни? Стандартные вопросы сиюминутной тактики и спейсинга, пришедшие из классических битемапов, вдруг становятся актуальными и вводят в состояние потока, молодецки разбивая еще недавно казавшуюся кромешной монотонность.

В смерти — жизнь

К сожалению, подобным может похвастаться не каждый уровень, а босс-файты — и того хуже. Но ругать русский ответ God of War все равно нет желания. Еще недавно его появление на торрентах казалось мистикой, а официальный релиз похороненного заживо проекта на всех актуальных платформах (включая Switch — в «Блада» можно играть портативно!) — чем-то немыслимым. Разумеется, «Приключения» страдают от однообразия игрового процесса, недомоганий нарратива, слишком стандартной боевой системы, непродуманных боссфайтов, да и вообще выглядят как игра конца нулевых — каковой и являются. Но судить накачанного корсара, через 15 лет вернувшегося из сундука Дэйви Джонса, — не то же самое, что судить обычный хэк-н-слэш.

Сейчас творение «1С: Морской Волк» — аналог путешествия в 2010-й, столь же далекий, как и восстание Монмута 1685 года. Не великий образчик жанра, но крепкий середняк, стоящий несколько выше в своей когорте за счет уникальной судьбы и ретро-флера. Пусть канаты пестрят следами крысиных зубов, пусть пушки кашляют, а не стреляют, сабли заржавели и затупились — тоже пусть: главное, «Арабелла» смогла доплыть до геймеров.

Текст: Максим Бугулов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?