Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 2W5zFJmsqh2 Okko
Рецензии на игры

Рецензия на игру Silent Hill f — смелое переосмысление серии, не лишенное недостатков

Каким получился — и получился ли — «японский» Silent Hill?

Добавить в закладки
Рецензия на игру Silent Hill f — смелое переосмысление серии, не лишенное недостатков
Silent Hill f
Silent Hill f
Silent Hill f , 2025
Тип игры: экшен, ужасы

1962 год. Старшеклассница Хинако Симидзу живет в небольшом городке Эбисугаока. Ее жизнь не назвать чем-то особенным: она ходит в школу, дружит с одноклассниками и не очень рада домашнему быту с пьющим отцом и слишком податливой матерью. Во время очередной ссоры с родителями Хинако сбегает из дома, чтобы встретиться с друзьями — Сю, Ринко и Сакуко, — однако город неожиданно проявляет свою темную сторону. Из ниоткуда появляется монстр в сиромуку (традиционное свадебное кимоно), погружает Эбисугаоку в плотный туман и покрывает его красными ликорисами. Хинако приходится выживать в опасном окружении, искать друзей и разобраться, как происходящее относится к ней самой.

Silent Hill f

Silent Hill f

Новая часть серии Silent Hill удивила многих уже выбором сеттинга: впервые действие происходит не в Америке или Европе, а в Японии. В Сети то и дело слышны недовольные крики, что игра никак не относится к серии, а название здесь исключительно «для галочки». Правда куда глубже и интереснее.

f for FromSoftware

Начнем обсуждение с менее приятных элементов — боевой системы. Уже с первых трейлеров многие сравнивали ее с таковой у серии Dark Souls: Хинако ловко орудует трубой, уворачивается от вражеских атак, проводит контратаки и вынуждена следить за выносливостью, чтобы выживать. Продюсер серии Мотои Окамото при этом сравнения отрицал, говоря, что подход в Silent Hill f отличается. По-своему он оказался прав — как и игроки: это действительно другая система с другими принципами, но если сразу многие говорят, что видят в ней наследие Soulsborne, это тоже своего рода звоночек.

Silent Hill f

Silent Hill f

Первое слово, которое приходит в голову при попытке описать местные сражения, — это «неудобно». На первых порах, пока Хинако не обзавелась полезными улучшениями и нормальным оружием, выносливость быстро заканчивается, атаки слабы, а враги, наоборот, стремительны и смертоносны. Особенно на «высоком» уровне сложности, где каждый бой превращается в заучивание паттернов поведения врагов и попытки «подлавливать» на ошибках и моментах затишья. Трубой при этом особо не размашешься: силы у героини заканчиваются очень быстро, враги по большей части игнорируют атаки (до тех пор, пока не накопится критическое количество урона и они не впадут в состояние оглушения), а удар по твердой поверхности замедляет уже саму Хинако. Много от атак тоже не поуворачиваешься — девушка быстро выдыхается.

Впрочем, все вышесказанное относится только к «высокой» сложности, а на «сюжете» игра, наоборот, становится очень простой: внимательные геймеры могут пройти без единой смерти и почти не пользуясь лечебными предметами. Silent Hill f критически не хватает «нормальной» сложности, роль которой, по ощущениям, заменяет «высокая» при повторных прохождениях.

f for Fog

Разумеется, геймплей не ограничивается только сражениями, хотя их и стало в разы больше, чем привычно. Немалая часть прохождения уйдет на исследование окружения, будь то сама Эбисугаока и постройки в ней или Темное святилище, в котором происходит параллельная история.

Silent Hill f

Silent Hill f

Исследование несколько отличается от привычного по серии: обычно Silent Hill предлагал изучать конкретные постройки и локации, перемещаясь между ними по городу. Здесь же большая часть времени проходит как раз в городе — во многом из-за «деревенского» окружения: в Эбисугаоке попросту не набирается достаточно крупных строений, в которых можно было бы провести много времени. Единственное исключение — школа и с натяжкой родной дом Хинако (хотя та и подчеркивает, что дом мало похож на привычное ей жилище, — тоже, к слову, интересная деталь).

Эбисугаока не особо крупная сама по себе, поэтому навигация по местным улочкам логично заменяет привычные исследования многоэтажек. И также радует эстетически: японская архитектура отличается от европейской, а со временем еще и сильно меняется визуально за счет «цветения», постепенно захватывающего все вокруг. Цветы и сгустки плоти не столько пугают, сколько выбивают из колеи — на что, по всей видимости, и рассчитывали авторы. Результат как минимум интересный: окружение и правда кажется одновременно красивым, чарующим и нервирующим.

f for Fear

Традиционно серия Silent Hill ассоциируется с психологическим ужасом, и f в этом плане не исключение. Подход к страху при этом решили поменять вместе с сеттингом и сосредоточились на более японском взгляде, что вылилось в идею «искать пугающее в прекрасном». Благодаря этому сменилась эстетика проекта: на смену привычным крови и ржавчине (или влаге и плесени, как в Silent Hill 2) пришли алые ликорисы и зловещие синтоистские святилища — очень типичные для Японии образы, зачастую искаженные настолько, чтобы вызывать дискомфорт. При этом в отдельные моменты следование задумке работает иначе — по словам продюсера серии Мотои Окамото, «иногда что-то становится настолько прекрасным и идеальным, что от этого не по себе».

Silent Hill f

Silent Hill f

Никуда не делись и привычные для серии монстры, символизирующие определенные страхи и переживания. За них отвечала художница kera, перед которой стояла интересная задача: создать существ, которые не повторяли бы уже имеющиеся мотивы и идеи, но при этом могли бы встать в один ряд с другими культовыми противниками. Результат вышел на первый взгляд неоднозначный: типов врагов здесь не так уж много, нередко они повторяются (например, касимаси и аякакаси ведут себя одинаково и являются разными вариациями марионеток), а символизм лежит на поверхности в 90% случаев. Серьезно, нужно ли глубоко копать значение тех же касимаси, чье название буквально взято из поговорки о галдящих сплетницах, а сам монстр похож на куклу, сшитую из частей тел, — при учете того, что в игре прямым текстом говорят о роли женщины в японском обществе 1960-х?

Однако все оказывается куда интереснее, если взглянуть на это под другим углом.

f for Feminism

Для начала небольшая ремарка: в основе феминизма как такового лежит в первую очередь равноправие в политической, социальной, экономической, личной и других сферах. Это борьба за права женщин не для их возвышения над мужчинами — идеология возникла в те времена, когда права женщин были куда более ограничены, поэтому и приходилось за них натурально бороться. В этом плане сеттинг Японии 1960-х выбран предельно точно: это непростое переходное для страны время, в котором и зарождалась феминистическая мысль. Если быть совсем точными, феминизм в Японии появился после завершения Второй мировой войны, но в 1945-м, например, речь шла только о политических аспектах. К 1960-м же сформировался запрос на более бытовые проблемы, характерные для глубоко патриархального и традиционного общества. Особенно это было заметно в маленьких городках — отсюда и Эбисугаока, удаленная от мегаполисов: уже развитая на волне экономического чуда, еще достаточно «темная», чтобы следовать современным веяниям.

Silent Hill f

Silent Hill f

Многие зацепились за проявления феминизма на первом прохождении, где Хинако перечит родителям, проявляет волю и противится браку по расчету, навязанному отцом, — мол, это не настолько чудовищная судьба, чтобы вокруг нее создавать настолько сложный нарратив со столь пугающими образами. Однако на деле история делает то, чего, кажется, еще не было в серии в принципе, — говорит не только и не столько о персональной, сколько о поколенческой травме.

f for Fate

Удивительно важное место в истории занимает то, как именно общество может формировать те или иные вещи. Если при первом прохождении вырисовывается картина о зверствах отца и неприятии судьбы, навязанной родителями Хинако, то уже на втором становится очевидно, что сценариста Ryukishi07, известного по серии «Когда плачут цикады», волнует далеко не только эта тема. Ему куда интереснее смотреть на то, как люди гнутся под давлением окружения, и касается это буквально всех.

Silent Hill f

Silent Hill f

Хинако вынуждена соответствовать ожиданиям новой семьи, куда ее отдал отец. Сам отец, как можно выяснить при последующих прохождениях, не то чтобы рад быть воплощением патриархального мужа, но вынужден создавать впечатление сильного человека. Да и послушная мать, вещающая о пользе традиционного уклада и святой обязанности деторождения, тоже не лишена своей «дерзкой» части — просто та выражается несколько иначе, чем того ждешь.

В итоге нарратив выруливает к интересной мысли о том, что жертвой обстоятельств стала не только Хинако, а буквально каждый — и родители, и друзья, и даже будущий супруг. Стоит понять, что в центре внимания на этот раз не столько персональные переживания конкретной героини, сколько судьба целого поколения, как «поверхностный» символизм монстров уже не кажется столь простым. Вернее, его простота обусловлена как раз тем, что в таком виде она понятна каждому — чем не порождение коллективного бессознательного?

Silent Hill f

Silent Hill f

В подтверждение такой теории можно привести любопытный пример. Один из первых серьезных противников в игре — Ара-Абарэ, огромное существо с не менее крупным ртом и большим ножом вместо правой руки. Это своего рода воплощение отца Хинако и в целом патриархального отца семьи. Однако позднее встречается новая его разновидность, у которой нет официального названия: гигантский рот заткнут барабаном тайко, символизирующим единство народа. Чем не метафора того, что даже самого говорливого одиночку может заткнуть общество?

f for Fox

При всем вышесказанном не менее важную роль в сюжете играет еще и религиозная составляющая. Синтоистские храмы в альтернативной реальности нужны не просто так: они тесно связаны с местной верой в Инари-сама — божество в облике лисицы, почитаемое по всей Японии как покровитель урожаев. При этом важно подчеркнуть, что местная версия Инари-сама отличается от привычной, так как претерпела значительные изменения конкретно в Эбисугаоке. Узнать об истоках верования, правда, можно только при повторных прохождениях — по задумке, Silent Hill f нужно завершить минимум трижды, чтобы получить полную картину. Повторные забеги упрощены не только за счет улучшений героини, но и благодаря сохранению метапрогрессии и отбрасыванию необходимости заново решать многие головоломки.

Silent Hill f

Silent Hill f

Детали культа, зарождения деревни как таковой и того, что этому предшествовало, открываются постепенно и могут пройти мимо тех, кто не решится играть дальше первого прохождения. Это будет серьезной ошибкой — особенно на фоне того, что просто посмотреть концовки на YouTube для понимания происходящего не выйдет. Очень уж многое меняется именно в повествовании — от полностью новых роликов до более мелких деталей в уже существующих кат-сценах. О количестве новых записок и вовсе лучше молчать — с ними буквально открывается новое пространство.

f for (non)Fake

Вышесказанное по-хорошему должно помочь ответить на один из главных вопросов фанатов: а почему это вообще Silent Hill? Новая часть в целом предлагает примерно тот опыт, что и ждешь от серии, пусть и меняет отдельные детали. Это не впервой: уже была, например, Silent Hill 4: The Room, которая избавилась от радио, фонарика и, не поверите, Сайлент Хилла и все равно оставалась частью серии. Даже считающаяся одной из лучших Silent Hill 3 стартовала за пределами города, что никого не смущало.

Silent Hill f

Silent Hill f

Для того чтобы Silent Hill не терял лицо, нужно иметь две ключевых вещи — психологическую и эзотерическую составляющие. И с обеими у f все в порядке: есть как личная и поколенческая травмы, так и увлекательный религиозный нарратив. Более того, название города Эбисугаока состоит из двух частей: Эбису — имя глухого божества, а «Ока» означает холм или гору. Ничего не напоминает?

Этим игра не ограничивается: важное место в сюжете занимает Белая Клаудия — традиционное для серии растение с галлюциногенным эффектом, использующееся в ритуалах и помогающее установить контакт с богами. На втором прохождении можно найти и красную очищающую жидкость, подозрительно похожую на аглаофотис — результат переработки трав, упоминающийся во вполне реально существующих оккультных трактатах. Любопытные геймеры могут найти упоминания того, что загадочную траву, использующуюся в местных ритуалах, привезли издалека — вполне возможно, из Америки. И подобных деталей на самом деле достаточно много, не обязательно даже вспоминать тот факт, что, по официальной информации из другой игры серии, The Short Message, в мире имеет место так называемый «синдром Сайлент Хилла», который не привязан к месту.

f for Forte

Silent Hill f, несмотря на всю противоречивость, смогла получить свою славу и стать едва ли не самой успешной игрой в серии — по крайней мере, стартовые продажи обошли даже прошлогодний ремейк Silent Hill 2.

Что интересно, f, судя по всему, не станет началом нового тренда: Мотои Окамото в интервью прямо сказал, что Silent Hill и дальше ждут эксперименты. В целом ожидаемо: все четыре проекта, вышедшие после возрождения франшизы (ремейк второй части, f, Ascension и The Short Message), радикально отличаются друг от друга как по тону, так и по механикам. Воспринимать это можно по-разному — как ругаться на отсутствие лица серии, так и, наоборот, радоваться разнообразию. Silent Hill f в любом случае удалась, пусть и не без огрехов — хочется верить, что в том числе благодаря ей серия продолжить жить и радовать геймеров и дальше, а не уйдет в небытие, как в начале 2010-х.

Текст: Сергей Сергиенко
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?