Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneRJUcvi6xu Okko Okko
Рецензии на игры

Рецензия на игру to a T: напоминание о важности любви к себе

Иногда даже проблемы могут окрылять — главное, правильно на них взглянуть.

Добавить в закладки
Рецензия на игру to a T: напоминание о важности любви к себе
Описание Сюжет Рецензии Публикации Кадры и скриншоты Трейлеры Похожие игры
Сергей Сергиенко
Сергей Сергиенко Автор film.ru с 2022 г. 64 публикации
to a T
to a T
to a T , 2025

В мире геймдизайна хватает громких имен. Многие слышали о Хидэо Кодзиме или Хидеки Камии, но Кэйта Такахаси известен куда меньше. Что и неудивительно: необычный творец выпустил не так много игр, но при этом каждая выходила запоминающейся — пусть и не каждому подход Такахаси по душе. Новинка, to a T, продолжает стилистические находки и идеи, заложенные в Katamari Damacy (2004) и Wattam (2019), но предлагает и кое-что принципиально новое.

Атлант расставил руки

Главный герой, Персонаж (стандартное имя, можно поменять в начале игры), готовится справлять тринадцатилетие. Это веселый ребенок, старающийся подмечать хорошее во всем, даже несмотря на необычную проблему: его тело застряло в Т-позе — так обычно означают стандартное положение трехмерных моделей, при котором руки широко расставлены в стороны. Вот только Персонажу буквально приходится с этим жить. Естественно, это непросто: даже базовые вещи вроде надевания одежды, чистки зубов и питания становятся почти непосильной задачей. Ситуацию усложняет и то, что отличия Персонажа делают его легкой мишенью для хулиганов, а это омрачает важный для подростка день.

to a T

to a T

Комфортное (насколько возможно) существование Персонажу обеспечивают особые предметы и Пес (имя тоже можно менять), незаменимый помощник в бытовых делах. Пес сопровождает Персонажа повсюду и помогает одеваться, искать дорогу и в целом жить чуть лучше, чем могло бы быть. В остальном приходится полагаться на помощь других: например, мама соорудила для Персонажа особый поворотный кран, вода из которого льется вверх, а также очень длинные ложку и зубную щетку. Ну а Жираф, местный повар, готовит для Персонажа сэндвичи на специальной подложке, из которой можно свободно высвобождать еду прямиком в рот.

Учителя и большинство одноклассников относятся к Персонажу с пониманием, но есть и те, для кого отличия становятся поводом для издевок. Из-за этого школа видится Персонажу неприятным местом, похожим на монстра; на счастье, и эта проблема решаема, не в последнюю очередь благодаря особым навыкам, которые еще предстоит раскрыть.

Маленькие безуминки

To a T — экспериментальная игра, выполненная в очень узнаваемом стиле Такахаси. Речь не только и не столько про визуал, сколько про общую атмосферу и подачу: проект полон необычных персонажей и странностей, которые воспринимаются героями как должное. Например, в городе, где живет Персонаж, есть магазин, которым владеет живая деревянная кукла, за школой расположена роща с грибами выше человеческого роста, а моноцикл, выступающий основным средством передвижения, почему-то может разговаривать. Жираф, владеющий магазинами еды, то ли перемещается между ними, то ли может похвастаться братьями и сестрами, полностью себе идентичными, — встретить Жирафа можно сразу в нескольких местах одновременно. Баллы «необычности» добавляют и герои: например, один из учителей Персонажа похож на гриб, преподавательница физкультуры мисс Лебедь увлечена балетом до невозможности, а глава хулиганов, задирающих Персонажа, практикует черную магию.

to a T

to a T

Игра при этом полна мелких интересностей, которые можно (но не нужно) искать по всему городу. Между сюжетными заданиями дают время на исследование, которое можно тратить с пользой — например, собирая многочисленные разбросанные монетки или общаясь со странными персонажами вроде рогатого голубя или человека, у которого из ушей почему-то течет шоколад. Подобные разговоры не дают ничего, кроме удовольствия исследования, и никак не влияют на историю, просто добавляя штрихи к общему настроению.

Оживляя окружение

Описать геймплей to a T довольно непросто. Пожалуй, самое близкое в данном случае — это набор мини-игр, объединенных сквозным исследованием мира. Персонаж начинает день с рутины: умыться, перекусить хлопьями «Царь-Свин» (каждый день новые упаковка и вкус!), почистить зубы, выбрать наряд и подобрать сумку. При этом события поделены на «главы», каждая из которых подана в виде отдельного эпизода сериала — вплоть до опенинга и эндинга (последний — о любви Жирафа к готовке, совершенно очаровательная вещица).

to a T

В главах и происходит все основное действие: Персонаж учится жить со своей особенностью, дружит с людьми, ходит на уроки и занимается другими активностями. Большинство из них — небольшие отдельные сегменты, основанные на знакомых механиках: в одних нужно правильно управлять конечностями, в других — попадать в ритм. Ни одна не становится слишком сложной: to a T старается быть крайне дружелюбной.

Собственная ценность

Сюжетно же to a T — история о принятии и становлении лучшей версией себя. Персонаж учится наслаждаться собственными особенностями, а не делает из них трагедию, и подобную трансформацию проходят с ним и другие. Центральную идею можно смело назвать «бодипозитив без перегибов»: to a T предлагает стараться стать лучше, но не забывать о собственных особенностях и нюансах. С учетом «детской» направленности посыл кажется особенно классным: Такахаси ненавязчиво говорит о вреде буллинга, пользе поиска себя и необходимости постоянного роста без чрезмерного давления сверху.

Игру хотелось бы за это хвалить, но есть большое «но»: при небольшой в целом продолжительности (при желании to a T можно пройти часов за пять) она успевает все равно наскучить за счет малого разнообразия ситуаций и определенной рутинности происходящего. Не отметить то, что игра при этом стала большим шагом вперед для Такахаси, нельзя: это, пожалуй, самая сюжетно-ориентированная игра дизайнера за всю его карьеру. Предыдущие проекты удивляли и радовали скорее механиками и визуалом, зачастую не пытаясь рассказать какую-то полноценную историю, и в этом плане to a T сильно вырывается вперед. Пусть и со спорным результатом. Выпуском новинки Такахаси наконец-то показал, что способен и на более целостный нарратив — тем интереснее, что он готовит следом. Что будет как минимум необычно, сомневаться не приходится.

Текст: Сергей Сергиенко
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?