
Красивое, но слезливое роуд-муви о последнем путешествии старых друзей.
1999 год. Молодой человек по имени Никита (Александр Метелкин) мечтает стать режиссёром, но, так как в России все рухнуло, вынужден работать в видеопрокате. Неожиданно герой теряет сознание и попадает в больницу, где получает ужасную новость: в голове у него опухоль, и жить осталось всего ничего. Никита решает взять судьбу в собственные руки и обзванивает старых школьных друзей. Когда-то давно они пообещали друг другу добраться до Маньпупунёр — гигантских столбов посреди Печоро-Илычского заповедника. Но связаться с товарищами не так-то просто: за 10 лет все перестали общаться и обзавелись своими проблемами, а кто-то и вовсе стал жертвой зависимостей.
Коми-пермяцкие фольклор и природа — идеальный плацдарм для роуд-муви. Герои могут сидеть сложа руки весь сериал: сценаристам достаточно сталкивать их лбами с шаманами и странноватыми местными жителями или водить по темным скалам и лесам — зритель гарантированно будет жадно ловить каждую аутентичную деталь. А если добавить в сценарий драму про последний танец умирающего героя в духе «Достучаться до небес», хит обеспечен. По крайней мере, так, кажется, размышляли авторы сериала — семья актеров Добронравовых — на стадии разработки «Никто не знает про Маньпупунёр». Но не учли, что исполнение гораздо важнее хай-концепта.
Сериал начинается как постсоветская вариация «Невероятной жизни Уолтера Митти» в декорациях серых панелек 1990-х: отряд друзей, среди которых неудачливый заикающийся адвокат Леха (Иван Федотов), грустная банковская работница Ольга (Татьяна Марахонич) и пристрастившийся к запрещенным веществам ветеран Вадим (Антон Момот) вместе с умирающим другом Никитой отправляются из безрадостного города на природу — и, разумеется, находят себя. Пускай сериал открывается пресловутой чернухой с разбросанными шприцами в кадре и слезливыми монологами о ценности человеческой жизни и каждой прожитой минуты — стоит друзьям оказаться в машине, взять в руки камеру и впервые за долгие годы собраться вместе, как «Маньпупунёр» становится нежной драмой. Длится это, правда, лишь полчаса.
С каждым следующим эпизодом шоу все больше напоминает сурвайвал-триллер с элементами мистики: почти «Топи» или, учитывая специфику региона, «Территория» — только менее событийный. По дороге за камрадами увязывается обезумевший охотник, который напоминает персонажей из сайд-квестов Red Dead Redemption 2: он носит стильную шляпу и моржовые усы, пугающе молчалив и, судя по первым трем сериям, знает всего одно слово: «Местные!» Природа тоже беспощадна. В лесах и чащах героям приходится терпеть голод, холод и сырость. А суровые походные условия быстро пробуждают старые конфликты: от любовных треугольников до давней и взаимной антипатии. Так что теперь героям нужно еще и не переубивать друг друга.
Если жанровая часть работает более-менее исправно, то вот драма, мягко говоря, вызывает неловкость. В историях про разрушенную дружбу всегда есть некий элемент тайны: лишь к концу зритель понимает, что стало причиной давнего конфликта, и невольно пересматривает свое отношение к каждому из героев. В сериале интриги, по сути, нет, ее заменяют более мелкие склоки и ссоры — поэтому и кажется, что друзья разошлись скорее под давлением времени и естественных причин, чем из-за неразрешимых противоречий. Так как драматического крючка нет, наблюдать за бесконечной руганью довольно быстро становится утомительно: Вадим кидает двусмысленные комментарии Ольге, влюбленный Леха защищает девушку от нападок, а Никита тыкает всем в лицо камерой и берет интервью — повторить 10 раз, и вы получите четыре не самых увлекательных эпизода.
Как бы ни старались создатели красиво снимать природу Республики Коми — у них это, к слову, действительно получается, и во время просмотра вы можете невольно сорваться на поиски авиабилетов, — сериал застревает в жанровом лимбе. Экотриллер, фолк-хоррор, мотивирующая ценить каждый момент драма мило, но как-то бессмысленно сплетаются в один сюжет, весь вывод которого умещается в единственную строчку: «А знаешь, так хочется жить». Тот же Иван Соснин, мастер тихого регионального инди, упаковывает аналогичные идеи более изящно и, главное, увлекательно. Режиссеру Ивану Добронравову до него, увы, пока далеко — хотя и обаяния его первой задумке не занимать.