Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJSejhJ
Мария Аронова в роли советской учительницы математики в элитной частной школе.
Учительница советской закалки Мария Павловна Трифонова (Мария Аронова) устраивается в элитную школу «Фаворит», чтобы наладить отношения с внучкой Настей (Таисья Калинина), которую не видела уже несколько лет. Туда же в качестве завуча устраивается дочь Трифоновой, Наталья (Надежда Жарычева): она не может позволить, чтобы Мария Павловна вернула влияние в семье.
В послужном списке автора идеи Алексея Ляпичева, шоураннера Станислава Гунько, а также сценаристов «Олдскула» Андрея Дерькова и Анны Розиной — «Физрук», «Ивановы-Ивановы» и много других хитов о столкновении старого и нового, консервативного и современного. Поэтому неудивительно, что здесь кинематографисты снова проворачивают простой, но эффектный трюк: берут знакомый и ненавистный всеми типаж строгой советской математички и забрасывают его в необычные условия — туда, где ей нужно самой учиться: быть мягкой, проявлять эмпатию и помнить о личных границах. Собственно, от Нагиева в «Физруке» героиня Марии Ароновой отличается лишь номинально: она тоже жестока, равнодушна и старомодна — и, к сожалению, так же одинока.
Разумеется, «Олдскул» — в первую очередь история о конфликте поколений, причём сразу на трёх уровнях. Главные героини — бабушка, дочка и внучка. И если конкретно их душевные раны, страхи и мечты авторам показать удаётся (всё, разумеется, упирается в преемственность травм), то вот с обобщенным образом бумеров, миллениалов и зумеров есть проблемы — особенно с последними. Кринжи и минус-вайбы, пранки и рэп-баттлы — в попытках изобразить быт подростков шоу скатывается в анекдот из 2010-х. Туда, где камео рэпера Птахи — это что-то из актуального и смешного.
Если закрыть глаза на карикатурное изображение школьников и просто принять тот факт, что «Олдскул» вряд ли много расскажет о конфликте взрослых и молодых, то шоу превратится в отличную антистресс-комедию. В сущности, что это за сериал? С одной стороны — милая калька с «Офиса»: псевдодокументальный формат, герои вечно подмигивают камере, а персонажи директора (Павел Савинков) и завхоза (Игорь Хрипунов) — буквально постсоветские Майкл Скотт и Дуайт Шрут. С другой стороны, это еще и отличный оригинальный ситком с героями-чудаками: есть учитель английского, серб Боян (Дэниел Барнс), который неудачно каламбурит на русском; экстравагантный ухажер Марии Павловны Леонид в исполнении Ефима Шифрина; возвышенный историк (Сергей Беляев), с ума сходящий по реконструкциям, — за редким исключением, здесь все вызывают смех одним своим видом.
Видно, что «Олдскул» ещё ищет как себя, так и свою аудиторию. Некоторые серии воспроизводят уже утомившие сюжеты: кто-то кого-то хочет заставить ревновать — поэтому выдумывает любовницу; либо же кто-то кого-то хочет позвать на свидание — но события поворачиваются самым неудачным образом. В целом вся мелодрама «Олдскула» избыточная и неповоротливая. Куда удачнее авторам даются зарисовки из школьной жизни. Например, эпизод про мерзкого ученика, который постоянно во всех плюётся. Или серия про эпидемию вшей. И даже решения вроде упомянутого камео Птахи превращаются в уморительные гэги: в случае конкретно этой серии рэпера нанимают на День матери — но он вечно забывает текст и что-то бормочет.
Пожалуй, главное мастерство авторов «Олдскула» — умение превращать стереотипы в живые и трогательные характеры. Советская учительница Мария Павловна на поверку оказывается одинокой женщиной, не умеющей, но страстно жаждущей любить. Её дочь Наталья — не просто дотошная завуч, которая тщательно раскладывает скрепки по цветам, но и неуверенный в себе человек с синдромом самозванца: кажется, в том числе из-за воспитания старшей Трифоновой. «Олдскул» ведет зрителя за шкирку в учительскую, прячет его под стол и дает подслушать откровенные разговоры педагогов о наболевшем. Не важно, что действие разворачивается в частном учреждении, а не в классической школе, — в любом взрослом всегда сидит ребенок: амбициозный, обиженный, стесняющийся или задиристый. Пожалуй, главный урок, который может дать шоу и бабушкам, и мамам, и дочерям, прост: прежде чем сдерживать и контролировать детей, подумайте о своем внутреннем подростке — ему есть чем с вами поделиться.
Бадабум! Почему «Пятый элемент» — блокбастер, победивший время?
Сегодня / Текст: Кирилл Артамонов
Памяти Роба Райнера — режиссера «Останься со мной» и «Когда Гарри встретил Салли»
17 декабря / Текст: Настасья Горбачевская
27 лет спустя: что не так с сериалом «Оно: Добро пожаловать в Дерри»?
17 декабря / Текст: Настасья Горбачевская
Сара Полсон — муза Райана Мёрфи. Выбираем самые заметные роли актрисы в его сериалах
17 декабря / Текст: Егор Козкин
Что смотреть в кино на этой неделе: «Пятый элемент», «Поймать монстра» и «Вечность»
17 декабря / Текст: Алихан Исрапилов
Рецензия на хоррор «Поймать монстра»: Мадс Миккельсен ловит чудищ под кроватью
16 декабря / Текст: Владимир Ростовский
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).