
Быть супергероиней, в нашей-то экономике?
Жизнь гениальной инженерки Рири Уильямс (Доминик Торн) скучной не назовешь: 19-летняя студентка Массачусетского технологического института (MIT) самостоятельно собрала подобие костюма Железного человека — «потому что может», — а в качестве курсовой спроектировала детектор вибраниума, за что оказалась под прицелом агентов ЦРУ. В «Ваканде навеки» героиня вынужденно прибывает в высокотехнологичную африканскую страну и помогает народу принцессы Шури (Летиша Райт) выстоять перед очередным ударом внешнего мира. «Железное сердце» — следующая глава в истории Рири и 14-й сериал киновселенной Marvel.
Пока всякие «посредственности» поднимаются на вершины иерархий, Рири не хватает ресурсов для реализации ее идей — университетский грант и стипендию Тони Старка она потратила еще вчера. Впрочем, ученая сама себе спонсор. Она покупает недостающие детали на деньги с продажи своих изобретений двоечникам, добиваясь позорного исключения из MIT. Забравшись в недоработанный железный костюм, Рири прощается с передовыми лабораториями, обустраивается на кухне дома матери в Чикаго и попадает в ловушку рецессии. Соблазнившись легкими деньгами, инженерка присоединяется к банде загадочного «темщика» Паркера Роббинса (Энтони Рамоса) — суперзлодея Капюшона.
Киновселенную Marvel при всем желании не назвать посредственной. Штамповка сюжетов и студийно-конвейерное производство, истончение здравого смысла и мельчание персонажей не отменяют умения КВМ качественно фокусироваться хотя бы на одной острой проблеме: темах миграции и колониализма («Мисс Марвел», «Черная пантера», «Сокол и Зимний солдат»), чудовищности биополитики («Капитан Америка»), критике — парадоксальным образом еще и пропаганде — правого разворота с присущей ему озабоченностью обороной (первая и третья фазы КВМ). С не меньшим усердием сценаристы киновселенной раскрывают психологические травмы и другие уязвимости супергероев: Черную вдову и Елену Белову уже не представить в отрыве от их мрачного детства, а Тони Старк вообще стал лицом панических атак и тревожности.
Сценаристка «Железного сердца», поэтесса Чинака Ходж, тоже покрывает повествование пульсирующими душевными ранами и ведет два диалога одновременно. Бедной ученой помимо денег критически не хватает контроля. После смерти ее отчима (Ларойс Хоукинс) и лучшей подруги Натали (Лирик Росс) от рук бандитов героиня обеспокоилась глобальной безопасностью, стала рабыней воспоминаний и своего костюма — единственной вещи в мире, дарящей ей чувство неуязвимости. Флешбэки Рири без приглашения врываются в сюжет, открывается сериал словами погибшей подруги: «Я просто хочу быть счастливой». Рири тоже стремится к счастью — созданию передового ИИ. Проектируя программу, наподобие Гриота из Ваканды, Рири сканирует свой мозг в компьютер и вместо обезличенного помощника случайно получает сгенерированную по данным из ее памяти говорящую голограмму Натали, обладающую теми же темпераментом, внешностью и голосом.
Ходж находчиво совмещает скорбь героини и зловеще-грустную концепцию призрака-ИИ с иронией над опытом общения с нейросетями — по сути, зеркальными моделями, копирующими манеры собеседников, утоляя их запрос в безусловной эмпатии. Но шоураннерка не берется всерьез судить современников, жаждущих цифрового внимания, или подключаться к размышлениям об этичности технологий. Ее больше волнует вопрос выживания в условиях спятившей экономики 2020-х. Как талантливому вундеркинду без трастового фонда пробиться сквозь толщу бедности и удушливой конкуренции? Как человеку из непривилегированного класса начать зарабатывать хотя бы 20 долларов в день? Неудивительно, что коварной стратегией преступной банды Капюшона становится шантаж гендиректоров бигтех-корпораций с последующим подписанием трудовых контрактов — шестизначные зарплаты с бонусами и доли в акциях компании явно лучше ограблений особняков богатеев.
При всем запале обсудить наболевшее и взглянуть цифровым и экономическим ужасам в глаза сериалу недостает серьезности и усидчивости. Рефлексии «Железное сердце» предпочитает юмор и быстрые экшен-дофамины. Саманта Бейли, режиссерка первых трех эпизодов, катает нас на карусели событий, резко меняя планы и место действия, переключая музыкальные хиты и настроения сцен. Чем размытее детали и сюжетные линии, тем заметнее, что у половины персонажей нет ни цели, ни функции. Борцы из команды Роббинса — Джери (Зои Теракес) и Роз (Шакира Баррера) — в основном безмолвно машут кулаками и таращатся в стены. Шайка бандитов, конечно, добавляет шарма и подкидывает героине кипу моральных дилемм, но все их разборки, хакерские фокусы и отжимание бизнесов оттеняют более интригующую линию отношений Рири с сыном Обадайи Стейна, злодея из «Железного человека», в исполнении Олдена Эренрайка. Из них бы получился потрясный центральный дуэт, однако Ходж делает лишь незначительный акцент на противоречиях и связях супергеройского и злодейского наследий (что, по сути, является лейтмотивом завершающейся пятой фазы КВМ).
«Железное сердце» анонсировали еще в 2020 году, из-за пандемии съемки завершились только осенью 2022-го. Затем проект задержался в водовороте голливудских забастовок и переоценке студийной стратегии. Руководство Marvel Studios ограничило выпуск игровых шоу до парочки в год, решив сосредоточиться на качестве сериалов и их потенциале перевалить хотя бы за один сезон. Перенос «Железного сердца», по мнению продюсера Райана Куглера, пошел только на пользу: затрагиваемые в нем темы сейчас актуальны как никогда. И правда, хочется похвалить Marvel за пойманные новизну и злободневность, однако то тут, то там что-то ломается. Технологии Рири пачкаются дьявольской магией, исследованию характеров противостоят навязанные жанром предрассудки. Сценарий не выдерживает набранной скорости и нередко глохнет посреди дороги. За три эпизода концептуальное шоу не успевает собрать все детали в одно рабочее изобретение. Может, в следующих сериях у Рири и сценаристов все получится — есть предчувствие, что у Marvel наконец появился еще один сериал, достойный второго сезона.