
Со спойлерами рассказываем, чем разочаровывают новые эпизоды и почему они уступают именитому первоисточнику.
Прошло пять лет с финала первого сезона — Джоэл (Педро Паскаль) и Элли (Белла Рэмси) перебрались в безопасное поселение Джексон и наслаждаются на удивление нормальной жизнью: развлекаются на вечеринках, ходят на сеансы психотерапии и изредка пьют кофе. Спокойствие нарушают масштабное нападение зараженных и жестокое убийство Джоэла бывшими «Цикадами». Когда совет поселения отказывается от мести, возмущенная Элли сбегает с Диной (Изабелла Мерсед) в далекий Сиэтл. В городе, охваченном войной между небольшой армией и религиозными фанатиками, подругам предстоит найти одного человека — девушку Эбби (Кейтлин Дивер), виновную в смерти Джоэла.
Первый сезон «Одних из нас» не был шедевром, но сериалу тем не менее удалось сделать практически невозможное — угодить фанатам культового первоисточника и заинтересовать далеких от видеоигр зрителей. Одни получили практически покадровую экранизацию с реально интересным расширением лора и вселенной (допустим, мучное происхождение вируса или предыстория иммунитета Элли), другие — крупнобюджетную зомби-драму с харизматичными героями и противоречивыми моральными дилеммами. Будет, конечно, откровенным враньем сказать, что от второго сезона ждали той же реакции: дело в том, что сиквел — одна из самых скандальных игр в истории медиума. Нарративные решения создателей, однажды возмутившие геймеров, явно должны были разделить и аудиторию сериала. Однако у шоураннеров получилось что-то совершенно несуразное — в нынешнем виде второй сезон выглядит возмутительно для обеих сторон.
В большей степени пострадали игроки, знакомые с первоисточником. Создателей проекта HBO нередко критиковали за несколько трусливую реконструкцию кат-сцен игры — те же декорации, костюмы, диалоги и порой даже ракурсы. Во втором сезоне шоураннеры начали радикальнее обращаться с игрой — об удачных находках расскажем ниже, но большая часть нововведений скорее вызывает недоумение. В первые минуты сезона нам уже показывают Эбби, которая по полочкам раскладывает свою мотивацию: она хочет найти и наказать Джоэла, потому что тот убил ее отца-хирурга. Во второй серии героиня в несколько клишированном злодейском монологе объясняет поступок самому Джоэлу. В игре причины мести долгое время оставались интригой. Прием можно было повторить и в сериале — зритель мог узнать правду одновременно с Элли в пятом эпизоде, когда героиня мучила Нору на нижних этажах больницы. Казалось бы, незначительное на бумаге изменение, но оно иллюстрирует фундаментальную проблему сезона: шоураннеры боятся провести зрителей через опыт, который когда-то прошли игроки.
Чрезмерное упрощение и отказ от неведения или негативных эмоций особенно заметны в прорисовке образа Элли. В игре героиня отправляется на самоубийственную миссию — проделывает огромный путь по постапокалиптическим пустошам, а в Сиэтле беспощадно убивает десятки людей ради мести. Насилие показано с таким запредельным уровнем натурализма, что от него в какой-то момент становится тошно, а к Элли рождается физическое отторжение. Маниакальная одержимость проявлялась и в отношениях с Диной — героиня открыто заявляла, что беременная подруга становится обузой. Такое чувство, что шоураннеры, напротив, до сих пор пишут Элли героиней первого сезона — импульсивной, дурашливой, наслаждающейся приключением с близким человеком. Отсюда и неуместные ситкомно-романтические диалоги про триангуляцию и отцовство, а главное — поразительное милосердие Элли, которая, по сути, показывает жестокость лишь однажды при допросе Норы. Даже убийство друзей Эбби в аквариуме создатели превратили в трагическую случайность — никаких ножей в горло, просто пуля чиркнула по шее. Для сюжета о том, что слепая месть порождает цикл насилия и горы жертв, это важнейшее упущение.
Критику нескольких масштабных и десятков незначительных изменений (например, двухминутка, когда Элли почему-то попадает на остров серафитов, где ее в последний момент отпускают) можно легко парировать: сказать, что адаптация не должна вторить оригиналу. И это будет правдой, но возникает вопрос: а что тогда представляет собой новая версия? У игроков хотя бы есть понимание истории и замысла, а каким шоу видят зрители, не знакомые с оригиналом? Кажется, получилось зрелище, явно несоизмеримое с куда более логичным и стройным первым сезоном. Многие ли поняли разницу между FEDRA и WLF, детали конфликта последних с серафитами или причины образования ядовитых микрочастиц кордицепса в воздухе? При этом шоураннеры тратили время на разжевывание действительно понятых явлений вроде свиста, с помощью которого общаются фанатики. От нарушения баланса страдает и динамика сезона: из всего лишь семи эпизодов два — филлеры в Джексоне, зато в Сиэтле происходит столько экшена, перестрелок и погонь, что героинь приходится спасать чудом: то на помощь придет Джесси, то стрелки промахнутся на открытой территории, то серафиты сами снимут с петли. Вычтите два важнейших эпизода сезона, со смертью Джоэла и флешбэком, получится пять серий, которых, очевидно, не хватило, чтобы рассказать часть истории от лица Элли.
Второй сезон — ни в коем случае не провал. Опять же вторая и шестая серии легко могут претендовать на статус лучших во всем сериале — они мастерски раскрывают опасный мир и комплексные взаимоотношения героев. Особенно цепляют колд опенинги или вступления эпизодов с флешбэками — из юности Джоэла с педагогическим уроком от отца (пугающий Тони Далтон) или о предательстве FEDRA со стороны Айзека (Джеффри Райт). Янг Мазино превратил Джесси из третьестепенного персонажа в привлекательного героя, который не боится перечить Элли. В конце концов на техническом и художественном уровне «Одни из нас» — до сих пор один из самых впечатляющих сериалов последних лет, не считая разве что до смешного чистой одежды и опрятных причесок героинь. Просто этого недостаточно, чтобы спасти чересчур короткий и наполненный сомнительными решениями сезон. Впрочем, бросать сериал тоже не стоит — пускай возвращения и придется ждать несколько лет. Хочется верить, что создатели, во-первых, посмотрят на упавшие телерейтинги и передумают расширять сериал до четырех сезонов. А во-вторых, качественно и не торопясь перенесут на экраны ветку Эбби и финал истории, в которых собраны самые зрелищные экшен-эпизоды и драматические сцены игры.