Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Сын»

Знакомство с Оливье, героем фильма "Сын", начинается с лицезрения его спины и затылка. Плотный мужчина в синей спецовке рассматривает документы под выжидательным взглядом темноволосой женщины. "Оливье, помоги!" - бросив папку, герой спешит в мастерскую, где подростки в комбинезонах тщетно пытаются извлечь доску из какого-то деревообрабатывающего агрегата, издающего аварийный рев.

Добавить в закладки
Репортаж с преступником на шее

Трейлер

.

Устранив неполадку, Оливье вновь склоняется над бумагами. "Ну, что? Вы возьмете его к себе в группу?" - спрашивает брюнетка. "Нет", - отрезает Оливье. Такова первая сцена нового фильма Жан-Пьера и Люка Дарденнов, после которой ясно: произошло нечто необычное. Герой, плотник, преподающий в Центре для несовершеннолетних правонарушителей, начинает безостановочный нервический бег по казенным коридорам, совершает странные действия, явно не свойственные этому солидному мужчине. Оливье вскарабкивается на шкаф, чтобы взглянуть на кого-то в аудитории. Рассматривает в щель приотворенной двери чью-то руку, ставящую роспись. В столовой бросает на ребят косые взгляды, отворачиваясь, будто опасаясь перед кем-то выдать себя. Отчего-то бурно реагирует, когда бывшая жена (Изабелла Супар) сообщает ему, что выходит замуж и уже ждет ребенка. Причина отчаянной суетливости вскоре выясняется. В Центр после пяти лет тюрьмы поступил Франсис (Морган Маринн), убийца маленького сына Оливье. В первых кадрах герой отказывается зачислить Франсиса в ряды учеников. Но после визита жены меняет решение. Погоня по коридорам прекращается, эмпирический дуэт взрослого и ребенка становится очевидностью. Рука, вихрастый затылок, голос из аудитории обретают плоть неказистого настороженного подростка. С этого момента сюжет как последовательность событий подходит к концу. Предметом изображения становятся противоречивые чувства. Оливье начинает жить по принципам "хочу, но не могу", "не хочу, но не могу иначе". Не хочу приближать мальчишку к себе, но не могу от него оторваться. Брезгую, ненавижу, но чувствую жалость. Жажду уничтожить, но не имею моральных сил сделать это.

Братья Дарденны - известные бельгийские документалисты. Последние несколько лет они снимают игровое кино. Три года назад их фильм "Розетта" спровоцировал на Каннском кинофестивале одну из наиболее громких сенсаций. Тогда, в 1999 председатель жюри Дэвид Кроненберг, обойдя таких классиков, как Джим Джармуш, Питер Гринуэй, Педро Альмодовар, Атом Эгоян и многих других, присудил "Золотую пальмовую ветвь" маргинальной картине Дарденнов. Первые кадры "Сына" наводят на мысль, что фильм - продолжение "Розетты", посвященное на этот раз не девушке, а мужчине. Оливье играет любимый актер Дарденнов - Оливье Гурме. Как в "Розетте" в новом фильме нет музыки. Звук фильма - шумы вокруг героя: стук молотков, визг пилы, скрежет электрорубанков, грохот сбрасываемых досок. Титры идут на черном фоне в тишине. Дарденны по-прежнему не используют объяснительные диалоги, изощренно выстроенные кадры, ассоциативный монтаж. Настоящая драма суха. Ощущение объективности усиливает динамичная ручная камера. Приближаясь к персонажам почти вплотную, отслеживая мимику и движения, она как бы создает "живую картинку", дарденновский стиль "игровой документальности". Оттого лицо Оливье часто "выпадает" из поля зрения объектива. Глаза - зеркало души, а режиссеры исключают эмоциональный шантаж. Эмоцию надо заставить почувствовать. Франсис, влезающий по приставной лестнице с доской на плече, теряет равновесие и начинает падать. Оливье спешит на помощь, буквально сажая парня себе на голову. Видно, что герой хочет спихнуть с себя эту гадину и, одновременно, пытается не дать мальчишке разбиться. Рефлекторные жесты тела выдают состояние души.

Казалось бы, какого Хичкока можно залудить, ведь в фильме полно инструментов для зверского убийства из кровной мести: ломы, топоры, пилы, массивные бревна. Одна циркулярка чего стоит. Когда Франсис стоит рядом с вертящимся зубчатым диском, а за спиной у него вырастает напряженный, будто готовый к прыжку Оливье, - саспенс почище "Психо". Но ничего не происходит. Также Дарденны сбивают готовый родиться пафос. Оливье приглашает Франсиса обедать, но не собирается за него платить, и парень едва наскребает на круассан. Разрешает ему заснуть в своем автомобиле, но едва тот вздремнет, делает резкий вираж. В финале он чуть не придушит мальчишку, но возьмет себя в руки. Авторы не идеализируют героя. В фильме нет веры и религии, покаяния и всепрощения ("За это убийство я расплатился, свое отсидел!" - кричит Франсис), преступления и наказания, униженности и оскорбленности, коварства и любви. Не стреляет ни одно из вроде бы заряженных ружей, не действует ни одна из возможных сюжетных схем. Эта лента, как жизнь исключает логику и фабульную цикличность.

Дарденны сохранили отвлеченную интонацию и скупую манеру изображения. Однако "Сын", в отличии от "Розетты" кажется более изысканным и зрелым. Ведь чем солидней социальная прослойка, тем затруднительней адекватный кино-показ бедствий ее представителей. "Сын" - это не драма деклассированных слоев, коих в фильме нет, а события вне рамок и категорий. Не смотря на рабочую среду героев фильму нельзя прилепить ярлык "пролетарский" и тем самым поставить в ряд с лентами Аки Каурисмяки, вечные герои которого - бедняки. Однако их презентация выдает закомплексованность финна, не решающегося показывать социальные проблемы без увеселяющей иронии, оставляющей люфт для иллюзий. Похоже, бельгийцам удалось лишить иронию флера аттракциона и интегрировать ее внутрь истории в виде парадокса. Как ни забавно, Оливье - единственный, кто общается с убийцей своего сына и адекватен ему. Франсис - единственная связь с погибшим сыном, ведь даже жена героя носит в утробе живое новое дитя. Разбив сердца и надежды Дарденны дают возможность придумать новые мифы.

Текст: Евгения Леонова
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?