Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Подборки фильмов

Рейтинг фильмов Дэнни Бойла — от худшего к лучшему

В преддверии российского ре-релиза «На игле» прошлись по фильмографии британского постановщика – виртуоза-многостаночника, который громко заявил о себе криминальной драмой о наркоманах и закрепил статус хоррором о зомби. Бойл – обладатель неповторимого визуального стиля, освоил большинство жанров и почти с каждым совладал: от научной фантастики до байопика.

Добавить в закладки
Рейтинг фильмов Дэнни Бойла — от худшего к лучшему

13-е место

Юэн Макгрегор в роли Роберта Льюиса на кадре из фильма «Менее привычная жизнь»

Юэн Макгрегор в роли Роберта Льюиса на кадре из фильма «Менее привычная жизнь»

Довольно утомительная попытка Бойла выступить в жанре романтической комедии. Богатая девушка (Кэмерон Диаз) отправляется в автомобильное путешествие со своим похитителем-неудачником (Юэн МакГрегор), которого уволил отец этой избалованной девицы. Теперь наивный мечтатель и хладнокровная особа катаются по стране, попадая в перестрелки и погони. Между беглецами, как следует из законов жанра, неизбежно вспыхивает любовь.


Джон Ходж писал для Бойла «Трейнспоттинг» и «Неглубокую могилу», а в «Менее привычной жизни» сценарист ушел в сторону милой, ненавязчивой комедии. Кадр украшает МакГрегор в образе темпераментного юноши, да и Диаз сражает своей уверенной поступью, однако этого недостаточно, чтобы хулиганский ромком Бойла прочно осел в памяти. Это первый голливудский проект режиссёра, что, впрочем, хорошо узнается по ключевым атрибутам: жанру роуд-муви, залихватскому постмодернистскому стилю, чёрному юмору, а также смешению реальностей – к подлинным страстям сценарист пришпилил вмешательство ангелов, которым и было поручено свести несовместимую пару. Но столь слащавые сюжеты чрезмерны и губительны не только для Бойла, но и для самого Голливуда, в котором режиссёр найдет себе место, но не благодаря этому фильму.

12-е место

Леонардо Ди Каприо в роли Ричарда на кадре из фильма «Пляж»

Леонардо Ди Каприо в роли Ричарда на кадре из фильма «Пляж»



Бестселлер Алекса Гарленда в основе сюжета и 26-летний Леонардо Ди Каприо в главной роли – «Пляж», будучи расположенным между главными бойловскими шедеврами («На игле» и «28 дней спустя»), сегодня кажется странным рудиментом эпохи – этот фильм пытаются вежливо исключать из обширной фильмографии режиссёра. В триллере о молодом туристе, отправившемся на остров современных хиппи, стиль Бойла опознается в два приёма: здесь есть взвинченный ритм повествования, а также саундтрек от Moby и Underworld, ласкающий уши под эффектные кадры тропиков.

Но «Пляж» скорее походит на неудачное упражнение в стиле – исследованию гедонизма как главной ценности молодёжи, по сути, начатому ещё в фильме о шотландских наркоманах, помешал топорный сценарий: сюжет после первого часа попросту летит с катушек. Бойл попытался совместить «Голубую лагуну» и «Апокалипсис сегодня», показав тёмную сторону райской жизни, но не уследил за мотивацией героев, психологическим наполнением и самим ходом истории – а зачем, собственно, когда в кадре есть море, красивый загар и Ди Каприо в самом соку. Тяга к свободе и эйфории сегодня является всего лишь сказкой, как и сам фильм, ловко названный одним американским критиком «”Повелителем мух” для поколения Nintendo».

11-е место

Алекс Этел в роли Дэмиана на кадре из фильма «Миллионы»

Алекс Этел в роли Дэмиана на кадре из фильма «Миллионы»

После жуткого портрета наркозависимости и мизантропического хоррора о зомби Бойл неожиданно переключился на сказочную историю, поставив в центр повествования детей. «Миллионы» рассказывают о двух мальчиках, которые находят большую сумму денег – её необходимо как можно скорее потратить, ибо вот-вот на территории Великобритании фунт стерлингов поменяют на евро.

Бойл не только снял красочную историю с богатой цветовой палитрой (здесь присутствуют любимые режиссёром кислотные цвета), но и придал «Миллионам» дополнительный религиозный подтекст. Мальчик Дэмиан общается со святыми и мучениками, которые наставляют его в повседневных делах. Как и в дебютной «Неглубокой могиле», Бойл анализирует: что происходит с людьми, каковы их маневры и изменения в поведении, когда на них сваливаются с небес деньги (в буквальном смысле, ибо мальчик принимает их как дар, который должен использоваться для помощи нуждающимся). Но дело в том, что магический антураж и эффектный визуал не избавляют от странного чувства несовместимости Бойла с приторными и милыми сюжетами, которые никогда не добавляли ему творческого веса (здесь стоит вспомнить ровно такую же хилую «Менее привычную жизнь»).

10-е место

Химеш Патель в роли Джека Малика на кадре из фильма «Yesterday»

Химеш Патель в роли Джека Малика на кадре из фильма «Yesterday»

Битломания от Дэнни Бойла и Ричарда Кертиса. Ромком, рассказывающий о пути неизвестного музыканта (Химеш Патель) – единственного человека, кто знает песни The Beatles после странного блэкаута, в большей мере обязан сценарной изобретательности Кертиса. От Бойла, чьи руки здесь ощутимо связаны, остались голландские углы, рок-н-ролльный монтаж и удалая съёмка музыкальных сцен.

Фильм, безусловно, пленяет своей гипотетической частью – постановкой вопроса «а что если?». И не без остроумия показывает, как, например, тяжело cпеть наизусть Eleanor Rigby или сосредоточить сегодняшних людей на музыке, когда в кармане вибрирует смартфон. Но проблема картины, столь наивной и карамельной, заключается в том, что история коллективной амнезии по The Beatles становится лишь бледной тенью романтической линии. Все эти причудливые фэнтезийные выкрутасы с миром без колы, сигарет и Гарри Поттера выпадают из драматургии: всё внимание отдано парню и его пути к успеху – от грузчика в гипермаркете до всемирной звезды. Участие Бойла в качестве режиссёра в очередной раз доказало, что современные сказки ему не к лицу. Свою лучшую, «Миллионера из трущоб», он уже снял.

9-е место

Киллиан Мёрфи в роли Роберта Кейпа на кадре из фильма «Пекло»

Киллиан Мёрфи в роли Роберта Кейпа на кадре из фильма «Пекло»

Три изнурительных года работы, амбициозный концепт и проба в научно- фантастическом жанре – о «Пекле» Бойла вспоминают, разбившись на два лагеря: либо как о достойном продолжателе космической традиции, либо как о профессиональном эпигонстве. Наука и религия, космос и высшие силы – кинематограф активно выдвигал свои гипотезы со времён «Космической одиссеи» и вплоть до «Контакта».

Другое дело, что все свои киноманские фетиши Бойл органично вплёл в эстетику фильма – истории о судьбоносном путешествии экипажа корабля, который пытается вернуть к жизни гаснущее Солнце. Местами, конечно, Бойл чрезмерно заигрывается, пытаясь сделать «Пекло» решительно всем: и психоделией в духе «Апокалипсиса сегодня» (тут вместо полковника Курца обезумевший после катастрофы капитан), и видеоартом, и религиозным откровением. Главным божеством в конечном итоге становится Солнце – не просто звезда, но и первовещество кинематографа, который без света – своего естественного атрибута – не может существовать, как рыба без воды. Допустим, Бойл не до конца понимает, куда его ведёт история, и чувствуется, что «Пекло» перегревается от собственных же амбиций. Но будем честны, отвечая на вопрос: где ещё, как не в «Пекле», можно два часа легально смотреть на Солнце, при этом не рискуя повредить сетчатку?

8-е место

Юэн Макгрегор в роли Марка Рентона на кадре из фильма «Т2 Трейнспоттинг»

Юэн Макгрегор в роли Марка Рентона на кадре из фильма «Т2 Трейнспоттинг»

Встреча старых знакомых и ностальгия по прошлому – второй «Трейнспоттинг», снятый спустя 20 лет после прорывного фильма, повторил похождения эдинбуржцев. Картина Бойла – гения времени, умеющего зафиксировать его дух, – сплетена из материи «здесь» и «сейчас»: бритпоп сошёл со сцены, молодежная эйфория осталась в прошлом, а музыкальные ритмы, равно как и ценности поколения, неоднократно поменялись. Но Марк Рентон и его приятели – нет. Реальность похожа на замкнутый круг, поэтому герои «Т2» проживают то же, что и в молодости, но с определёнными корректировками.

Сиквел Бойла повторяет старые тропы, но по-дружески, со щемящей ностальгией, которая тоже чревата синдромом абстиненции. Самое прекрасное – режиссёру не пришлось изобретать историю заново, он озвучил те же до одури знакомые мысли, что и 20 лет назад, не побоявшись скатиться в банальность. Второй «Трейнспоттинг» нельзя судить за спекуляцию ностальгией – сиквел проложил дорогу между временами, а Бойл лихорадочно пронёсся по ней на скором поезде киномонтажа.

7-е место

Юэн Макгрегор в роли Алекса Лоу на промокадре фильма «Неглубокая могила»

Юэн Макгрегор в роли Алекса Лоу на промокадре фильма «Неглубокая могила»

38-летний Бойл дебютировал без лишних церемоний – с кровавым триллером о человеческой жадности, доводящей до крайнего исступления. «Неглубокой могиле» хватило трёх молодых актёров (в их числе длинноволосый Юэн МакГрегор), камерных съёмок в квартире и соседского трупа с чемоданом денег. На сохранении и дележе ценностей сосредоточена картина – не столько триллер, сколько исследование человеческого поведения в экстремальных условиях, им Бойл посвятит львиную долю своей фильмографии.

Из дебютной работы вышли и другие фишки: безудержный ритм, закадровый рассказчик, интерес к криминальному подполью, а также атмосфера всепоглощающего безумия, где расчлененка и насилие приобретают комедийный извод – аккурат к тарантиновским 90-м. Мы привыкли отчитывать успех Бойла с «Трейнспоттинга», но именно «Неглубокая могила» – подлая, жёсткая и звенящая чёрным юмором картина – закалила сталь и определила то, чем займется режиссёр через год, когда снимет ошеломляющую исповедь наркомана.

6-е место

Джеймс Макэвой в роли Саймона Ньютона на кадре из фильма «Транс»

Джеймс Макэвой в роли Саймона Ньютона на кадре из фильма «Транс»

Фильм-нуар, вернувший Бойла к хулиганским триллерам 90-х (по атмосфере особенно близкий «Неглубокой могиле»). Криминальная головоломка вращается вокруг сотрудника аукционного дома (Джеймс МакЭвой), дерзких грабителей и гипнотизёрши – поиск похищенной картины Гойи плавно переходит из реального мира в психический. «Транс» – контрольная работа, показавшая, чему научился Бойл за двадцать лет: нервный монтаж стал ещё более дерзким, музыка Underworld синхронизировалась с сердечным ритмом, а сценарист Джон Ходж, писавший «Трейнспоттинг» и «Неглубокую могилу», завернул сюжет в тугую спираль – здесь галлюцинаторные миры, психические аберрации и криминальная реальность смешались в причудливом коктейле.

В сущности, сюжетные кульбиты «Транса» – формальные приёмы, равно как и прочие финты Бойла, которые понадобились режиссёру для упражнения в стиле. Cмотреть на эту головокружительную фантазию – всё равно что попасть под влияние гипноза. В «Трансе» Бойл сделал всё, чтобы мы захотели быть обманутыми, и этот сеанс прошел успешно.

5-е место

Дев Патель в роли Джамаля Малика на кадре из фильма «Миллионер из трущоб»

Дев Патель в роли Джамаля Малика на кадре из фильма «Миллионер из трущоб»

История об американской мечте, реализованная в сеттинге болливудской мелодрамы, – неповторимая рецептура Бойла, которая принесла фильму семь статуэток «Оскар» (включая «лучший фильм» и «лучшую режиссуру»). Жизнь индийского подростка и его прыжок из «грязи в князи» – с выигрышем крупной денежной суммы в прямом эфире – объединила два жанра: love-story с обязательным хеппи-эндом, а также криминальный триллер с предателями, авантюристами и полицией.

Возможно, это один из самых остроумных фильмов Бойла. Его хитрость определили динамичный сюжет и завидная ирония – даже в Индии можно зажить по американскому сценарию, пусть ты и вышел из трущоб. Фильм проносится по индийскому Мумбаи на бешеных скоростях – при Бойле фирменный клиповый монтаж, выкрутасы с сюжетной канвой и языковая игра. Помимо всего, «Миллионер из трущоб» превращается в блестящий пастиш – герои обязаны идти к своей цели, чтобы вместе спеть и станцевать на финальных титрах. Иначе какое это, в самом деле, индийское кино – без чудес и объятий с желанной девушкой.

4-е место

Джеймс Франко в роли Арона Ралстона на кадре из фильма «127 часов»

Джеймс Франко в роли Арона Ралстона на кадре из фильма «127 часов»

Триллер Бойла о выживании альпиниста, застрявшего в расселине монолита. Сольный перформанс Джеймса Франко и история печального путешествия в каньоны в конечном итоге превращается в галлюцинаторный кошмар – всполохи сюрреальных видений, мучительная жажда и отчаяние – мы проходим через субъективный ад героя. Самое важное, что сделал Бойл, – он подключил воображение и свою тактильную режиссуру: фильм телесен и осязаем, а злоключения альпиниста представлены как иммерсивный опыт, ведь тело Арона Ралстона без скидок становится телом зрителя. Особенно когда тот решается отрезать себе руку перочинным ножом.

Герои Бойла всегда искали адреналин и экстаз, так и постановщик, мастер мизансцен и динамичных склеек, не может показать историю без активных веществ кинематографа – зверского ритма, кислотных цветов и неожиданных траекторий камеры. И этот жизнеутверждающий рассказ о волевом альпинисте оказывается испытательным полигоном – там британский постановщик обкатал технику и средства выразительности, а свой формализм довёл до каллиграфического совершенства..

3-е место

Майкл Фассбендер в роли Стива Джобса

Майкл Фассбендер в роли Стива Джобса

Байопик о революционере компьютерной индустрии – не столько работа в книжном духе ЖЗЛ, сколько противоречивый анализ фигуры гения. В руках Аарона Соркина сценарий о руководителе компании Apple превратился в своеобразного «Героя нашего времени», где Джобс обрёл двойственные черты – человека и машины, циника и любящего отца, гения и манипулятора. Заслуга Бойла – он придал каждой из трех частей (фильм построен как сложная трехактная пьеса) неповторимый визуальный стиль и точные маркеры времени.

Проект Бойла лишен голливудского лоска, без которого не обходится фактически ни одна кинобиография (кроме «Социальной сети» Дэвида Финчера – идеального побратима «Джобса»). Этот фильм – отлаженный механизм, где бесперебойно работают все департаменты: от выразительной игры Майкла Фассбендера до изобретательного сценария – Соркин составил психологический портрет Джобса из закулисных сцен перед эпохальными выступлениями. А Бойл, в свою очередь, сложил эти новеллы в техническую конструкцию – в такое же мощное и многофункциональное устройство, что и гаджеты известной компании.

2-е место

Киллиан Мёрфи в роли Джима на кадре из фильма «28 дней спустя»

Киллиан Мёрфи в роли Джима на кадре из фильма «28 дней спустя»

Один из наиболее прославленных фильмов режиссёра, реализм зомби-апокалипсиса с приставкой «гипер». Шоковый результат обязан синергетическому эффекту – клиповому мышлению Дэнни Бойла и мрачному сценарию Алекса Гарленда. Вооружившись цифровой камерой, которая только-только входила в моду, Бойл создал уникальную текстуру кинокадра – с визуальной экспрессией, шумами и грязью. Здесь Лондон тонет в мусоре и нечитаных газетах, а военные убежища похожи на инфернальные тюрьмы – оказаться в одном ряду с людьми в камуфляже порой страшнее, чем угодить в руки озверевшего мертвеца.

Бойл почти в каждом фильме испытывает человека: как хомо сапиенс ведёт себя в экстремальных условиях, вскруженный вопросами жизни, смерти и наживы – от наркоманских передряг до неудачного покорения каньона. «28 дней спустя» в этом отношении выглядит программным сочинением – мизантропическим хоррором о закате цивилизации, не прошедшей проверку на гуманизм. Бойл сделал главное, придав картине мрачную оптику и сопроводив рваной логикой монтажа, – его воздействие ничуть не слабее атаки голодных мертвецов.

1-е место

Юэн Макгрегор в роли Марка Рентона на кадре из фильма «На игле»

Юэн Макгрегор в роли Марка Рентона на кадре из фильма «На игле»

Портрет эпохи и беспристрастное погружение в наркотический кошмар – такой же будоражащий и зловещий, как и самый отвратительный туалет Шотландии. История о торчках из Эдинбурга похожа на гибрид, который постоянно метаморфирует – из социального хоррора в гангстерскую комедию, а следом – в программную для 90-х критику консьюмеризма. Дэнни Бойл так лихо запустил шестеренки, что фильм до сих пор ездит по ушам и глазам: спасибо суматошному монтажу и аутентичному аудиоряду – не просто музыке, а целому конденсату времени и эпохи.


Худосочные актёры, скромный бюджет и провокационный роман Ирвина Уэлша – отталкиваясь от этих переменных, новичок Бойл создал подлинный кошмар: живопись Фрэнсиса Бэкона, которую будто бы привели в движение посредством склеек. Бойл – демиург клиповой вселенной, а наблюдать за тем, как он монтирует, режет сцены и задаёт темп – незабываемое удовольствие. Мало называть «Трейнспоттинг» модным фильмом – в нём время является главным героем, пульсирует и дергается в унисон рейверским ритмам вместе с группой Underworld, чей саундтрек до сих пор впивается в кожу.




Текст: Константин Мышкин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?