Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Подборки фильмов

Рейтинг всех экранизаций романов Николаса Спаркса — от худшей к «Дневнику памяти»

Если вы видели хотя бы один фильм, поставленный по прозе Николаса Спаркса, — вы видели их все. Северная Каролина, летние романы, разговоры о звездах, прогулки на лодках, драматичные расставания, прощальные письма и, конечно, поцелуи под дождем. Один из самых успешных творцов жанра «великая любовь живет великую вечность» разработал что-то вроде романтического конструктора: от перемены мест слагаемых история каждый раз меняется, но все равно остается той же. Можно долго закатывать глаза и сторониться мелодраматических шедевров, но лето — лучшее время, чтобы наконец разобраться, способны ли кинобаллады о любви залечить душевные раны. Мы просмотрели все экранизации романов Спаркса и расставили их от чудовищных к фильму, где Райан Гослинг строит дом, особое внимание уделив сценам под дождем.

Добавить в закладки
Рейтинг всех экранизаций романов Николаса Спаркса — от худшей к «Дневнику памяти»

Дисклеймер: отношения, показанные в экранизациях романов Николаса Спаркса, — дисфункциональные, неуважительные и нездоровые. Влюбленные патологически врут друг другу, скрывают причины поступков и яростно хлопают дверями, вместо того чтобы поговорить. К тому же писатель упрямо воспевает «белый» юг Штатов и голубую кровь потомков конфедератов.

Чрезмерное употребление прозы Николаса Спаркса вредит вашему ментальному здоровью.

Мэнди Мур в роли Джемми на кадре из фильма «Спеши любить»

Мэнди Мур в роли Джемми на кадре из фильма «Спеши любить»

Конечно, ставить на последнее место «Спеши любить» — решение спорное и отчасти чрезмерно снобистское. История любви набожной школьницы Джейми (Мэнди Мур) и хулигана Лэндона (Шейн Уэст) стала хитом 90-х: ленту пересматривали и разбирали на цитаты, песни Мэнди Мур из саундтрека возглавляли чарты, а слезы лились после просмотра годами. Открывая эту дверь в 2022 году, ожидаешь увидеть сентиментальный ромком с неповторимым флером 90-х, но вместо этого понимаешь, как установки фильма покалечили целое поколение. Впрочем, стоит признать, что большинство клише стали таковыми именно после выхода книги и ленты: тут тебе и исполнение последнего желания, и подаренная звезда, и сакраментальное «я хочу оказаться в двух местах одновременно». Но герои настолько функциональны и одномерны, что по-настоящему сопереживать им (и реветь в три ручья в финале) совершенно не получается. «Спеши любить» стал лучшей иллюстрацией вредного кино, напрочь лишенного иронии и жанровой легкомысленности. Отношения Джейми и Лэндона — ультимативная вершина любимого Николасом Спарксом тропа «кому-то придется умереть, чтобы другой начал новую жизнь»: пай-девочка уходит в мир иной, чтобы плохой парень стал хорошим.

Сцена под дождем: к сожалению, «Спеши любить» даже не удалось выбить 10 из 10 клише, влюбленные то и дело смотрят на звезды, танцуют на улице и гуляют по кладбищу, но ни одного поцелуя под дождем Джейми и Лэндону не досталось.

Робин Райт в роли Терезы на кадре из фильма «Послание в бутылке»

Робин Райт в роли Терезы на кадре из фильма «Послание в бутылке»

«Послание в бутылке» — дебют прозы Николаса Спаркса в кино, с которого начинается отсчет слезливых историй. Несмотря на хронологическое первенство, в нашем списке фильм Луиса Мандоки плетется где-то сзади. Стоит заметить, что завязка сюжета отчасти напоминает «Неспящих в Сиэттле» (и это плюс!): журналистка (Робин Райт) обнаруживает на пляже бутылку с любовным письмом и пытается разгадать тайну личности автора. Пелена романтики окрыляет Терезу, послание из моря не дает покоя, и вот она уже отправляется в командировку на поиски таинственного принца в Северную Каролину. Там Гаррет (Кевин Костнер) ремонтирует яхты, но не может починить собственную жизнь после смерти жены. Между двумя одиночками по законам жизни, жанра и Спаркса возникают глубокие чувства. Казалось бы, все идеально, но Тереза не спешит рассказывать возлюбленному, что судьбоносное знакомство — вовсе не случайность, а тщательно продуманное журналистское расследование.

Главной проблемой «Послания в бутылке» является даже не то, что история не трогает, а то, что у нее непростительно рваный финал. Концовок здесь даже больше, чем поцелуев под дождем. Впрочем, уже с первой экранизации заметен неповторимый почерк Спаркса: если вам кажется, что пора поставить точку, а впереди добрых двадцать минут, ждите беды.

Сцена под дождем: их тут целых две (!). В первой герои мокнут на улице и выясняют отношения, пока дождь, как это часто бывает, усиливает драматический накал. Во второй Гаррет попадает в шторм во время плавания на яхте: никаких поцелуев и примирительных объятий, лишь борьба со стихией и приближение неизбежной катастрофы.

Майли Сайрус в роли Ронни на кадре из фильма «Последняя песня»

Майли Сайрус в роли Ронни на кадре из фильма «Последняя песня»

Картина Джули Энн Робинсон больше всего известна как фильм, благодаря которому Майли Сайрус и Лиам Хемсворт встретились и влюбились друг в друга. Увы, тот факт, что будущие супруги (которые теперь уже успели развестись) познакомились на съемках, не спасает «Последнюю песню».

По сюжету Ронни (Сайрус) — озлобленный на весь мир подросток — приезжает с братишкой на лето к отцу (Грег Киннер). Родители развелись, но девушка так и не смогла смириться с распадом семьи. С завидной периодичностью Ронни выливает гнев на отца и всех остальных окружающих, в том числе и на местного парня (Хемсворт), который помогает барышне спасать черепах от неминуемой гибели в пасти енотов. Бурный летний роман — не единственное испытание Ронни. Впереди возвращение к урокам музыки и налаживание связей с папой.

На словах фильм выглядит очаровательной историей с прибрежным колоритом и влюбленными подростками. На деле же все, что вы запомните, это отвратительный характер главной героини и ее чрезмерно острую реакцию на любую (не)ожиданную новость. Примечательно, что за эту роль Сайрус была номинирована на «Золотую малину». И это тот самый случай, когда антипремия может стать предупреждающим сигналом. Конечно, у Николаса Спаркса должна быть какая-то трагедия. Здесь, как ни странно, печальный исход может даже растрогать часть зрителей.

Сцена под дождем: как таковые осадки в «Последней песне» отсутствуют. Однако, как и игра Сайрус, дождь в фильме фальшивый — после того как герои испачкались в грязи, им приходится обливаться из шланга, радостно вскрикивая.

Ричард Гир в роли Пола на кадре из фильма «Ночи в Роданте»

Ричард Гир в роли Пола на кадре из фильма «Ночи в Роданте»

Во-первых, в ленте «Ночи в Роданте» есть Ричард Гир, а это дает несколько дополнительных очков любой мелодраме. Во-вторых, чудесный гостевой дом, где происходит действие всего фильма, и правда существует, и при желании там можно забронировать номер. Так поступил и доктор Фланнер, который стал единственным постояльцем гостиницы во время смены Эдриэн (Дайан Лэйн): постановочное знакомство не могло не увенчаться душеспасительным романом.

Николас Спаркс для штата Северная Каролина сделал больше, чем любой другой автор, — из книги в книгу, из фильма в фильм влюбленные воспевают красоты юга. Но именно «Ночи в Роданте» можно считать настоящей туристической брошюрой — сложно преодолеть желание оказаться в хижине на сваях на берегу океана. В остальном фильм Джорджа С. Вольфа («Ма Рейни: Мать блюза») представляет собой усредненную слезовыжималку по Спарксу: женщина в финале опять будет несчастной, мужчина — благородным, а любовь — трагичной. Впрочем, ругать «Родант» изо всех сил не получается: раздражающие диалоги нивелируются изяществом прибрежной пасторали.

Сцена под дождем: для сближения влюбленных понадобился настоящий шторм. Не будем протестовать: пережить вдвоем порывы стихии в таком на вид хлипком домишке — настоящий подвиг, а, как известно, стрессовые ситуации сближают.

Зак Эфрон в роли Логана на кадре из фильма «Счастливчик»

Зак Эфрон в роли Логана на кадре из фильма «Счастливчик»

Фильм Скотта Хикса, очевидно, самый невзрачный в списке адаптаций романов Николаса Спаркса. Сюжет не пестрит иррациональными поступками и бесчисленными эмоциональными качелями, а героев даже можно назвать довольно обаятельными людьми — они не раздражают и не вынуждают закатывать глаза, но и других чувств особо не вызывают. В общем, ни хвалить, ни ругать «Счастливчика» по-настоящему не хочется: в этой ленте все выглядит пресным и незапоминающимся, за исключением, пожалуй, собак.

Морпех Логан (неизменно молчаливый Зак Эфрон) во время миссии в Ираке обнаруживает фотографию молодой женщины (Тейлор Шиллинг). Пока он разглядывает незнакомку на карточке, взрыв убивает товарищей солдата, а тот чудом остается в живых. Конечно, случайностей во вселенной Спаркса не бывает. Всем и всегда управляет судьба (или злой рок, как знать), а найденный снимок обрастает мистическим содержанием. Теперь неизвестная блондинка — талисман военного, который по возвращении на родину обязательно отыщет спасительницу и защитит от всех бед — в первую очередь от бывшего супруга-тирана.

Примечательно, что, в отличие от большинства адаптаций, у «Счастливчика» традиционный хеппи-энд, и никто из главных героев не отправляется на тот свет. Но не думайте, что обойдется без смертей — в фильмах Спаркса всегда нужно быть начеку.

Сцена под дождем: первый поцелуй ветерана и владелицы отеля для собак происходит под душем — надо сказать, неплохая альтернатива дождю. Ливень настигает героев в конце, когда накал в любовном треугольнике достигает предела, а сын Элизабет оказывается в опасности.

Аманда Сайфред в роли Саванны на кадре из фильма «Дорогой Джон»

Аманда Сайфред в роли Саванны на кадре из фильма «Дорогой Джон»

Есть экранизации Николаса Спаркса, о которых, скорее всего, слышали все. «Дорогой Джон» входит в число самых известных адаптаций романов писателя. В одно время даже «Аватар» Джеймса Кэмерона уступил первенство в прокате эпистолярной романтике! Первым делом в глаза бросается удачный каст — как ни крути, между Ченнингом Татумом и Амандой Сейфрид летают искры. Следом вновь срабатывает выверенная схема спарксовского сюжета: райский городок, на фоне пейзажей которого зарождаются отношения героя-спасателя и девушки, не похожей ни на кого. Джон (Татум) — военный, Саванна (Сейфрид) — студентка колледжа. Несмотря на разлуку и расстояние, влюбленные сохраняют нежные чувства и пишут друг другу пространные письма. Окончание командировки солдата должно ознаменовать долгожданное воссоединение, но случается 11 сентября. Долг перед родиной превышает уровень любви в крови, а мечты о семейном гнездышке сменяются продолжительной службой.

Если бы каждому фильму из нашего списка присуждался определенный титул, то «Дорогой Джон» не имел бы конкурентов за звание «нелепейшего расставания». Героиня Сейфрид от нас лично получает золотую ветку за триумф нелогичных решений. Остальным девушкам из вселенной Спаркса остается только завидовать.

Сцена под дождем: выполняет традиционную функцию сближения героев, которые укрываются от непогоды под недостроенной крышей. Капли текут по щекам, а губы сливаются в поцелуе. В конце концов большинство персонажей Николаса Спаркса не способны сделать шаг навстречу друг другу, пока тучи не начнут сгущаться (буквально).

Тереза Палмер в роли Габби на кадре из фильма «Выбор»

Тереза Палмер в роли Габби на кадре из фильма «Выбор»

«Выбор» — последняя вышедшая лента, в основе сценария которой литература Спаркса, а, между прочим, прошло уже 7 лет. Еще ни разу с 1999 года Николасу не приходилось так долго ждать премьеры: мы с нетерпением ждем вместе с ним, а пока предлагаем дать шанс фильму Росса Каца. «Выбор» остался в тени собратьев, но меж тем вобрал в себя лучшее, что есть в прозе автора: страстный роман на побережье и лохматых собак. Трэвис (Бенджамин Уокер) и Габби (Тереза Палмер) — соседи, он — ветеринар, она — студентка медицинского. Поначалу кажется, что скоропостижно влюбившихся молодых людей ждет сценарий «Дорогого Джона» с нелепой размолвкой, но фильм незаметно сворачивает на тропу культовой мелодрамы 70-х «История любви». Последние полчаса из зрителя выжимают океаны слез — методично и совершенно безбожно. Но разве во вселенную Спаркса погружаются не для того, чтобы сладко пореветь на ночь? В этом коктейле перламутровых соплей стоит отметить приятных артистов: Бенджамину Уокеру и Терезе Палмер хочется пожелать счастья, здоровья и вменяемых ролей, а всем остальным — не опаздывать на свидания.

Сцена под дождем: непогода приводит Габби и Трэвиса в церковь, где девушка знакомится с отцом возлюбленного. Мило, трогательно, не слишком картинно — то же самое можно сказать и про весь фильм.

Скотт Иствуд в роли Люка на кадре из фильма «Дальняя дорога»

Скотт Иствуд в роли Люка на кадре из фильма «Дальняя дорога»

«Дальняя дорога» — самый противоречивый фильм в нашем списке. Сюжеты романов Николаса Спаркса часто разделены на два временных отрезка: прошлое и будущее влюбленных. Здесь же зрителю предстоит увидеть истории сразу двух пар. С одной стороны, зарождение романа ковбоя Люка (Скотт Иствуд. Да, сын того самого Клинта Иствуда) и студентки факультета искусств Софи (Бритт Робертсон). С другой — пожилой мужчина Айра (Алан Алда), которого герои спасают после аварии: старик делится с Софи воспоминаниями о покойной жене, и зритель вместе с ним переносится в далекие 40-е. После трепетных рассказов пожилого джентльмена возвращаться в современность, где чемпион по езде на быках не ценит увлечения своей девушки, совсем не хочется. Гораздо приятнее наблюдать за Айрой (Джек Хьюстон) и любовью всей его жизни Рут (Уна Чаплин. Да-да, внучка Чарли Чаплина!): эти двое влюбленных намного живее, фактурнее и интереснее параллельной пары. Николасу Спарксу в кои-то веки удается выстроить здоровые отношения: с присущими им препятствиями, но и с адекватными решениями проблем (то есть все как в жизни). Жаль, что второстепенная линия обречена остаться в тени ковбойских страстей южанина и невротичной ценительницы искусства.

Сцена под дождем: вопреки ожиданиям, звук грома в конце свидания сигнализирует не о предстоящем поцелуе. В этот момент герои обнаруживают в кювете машину и пожилого водителя и спасают жизнь не только пострадавшему, но и всем зрителям. Теперь никто не сойдет с ума от тоски и будет не без удовольствия бродить по закоулкам памяти Айры.

Мишэль Монахэн в роли Аманды на кадре из фильма «Лучшее во мне»

Мишэль Монахэн в роли Аманды на кадре из фильма «Лучшее во мне»

«Лучшему во мне» откровенно не повезло с финалом: в каком-то смысле Николас Спаркс превзошел себя в конструировании трагичной и вечной любви, которой позавидует любой романист. Вот только Аманде и Доусону очень хотелось пожелать обычных рутинных отношений без широких жестов и надгробных камней.

Как и многие другие романы Спаркса, «Лучшее» поделен на два таймлайна: бывшие возлюбленные встречаются через 20 лет после расставания, сначала ругаются, потом вспоминают, как были счастливы (лучшее из времен стелется по экрану солнечными флешбеками), а затем, конечно, мирятся. В первую очередь огромную симпатию вызывают персонажи: бойкая и удивительно (по меркам Спаркса) живая героиня и стеснительный рубаха-парень заставляют прощать даже самые утомительные шаблоны сценария. Едва ли обаять зрителя удалось бы без участия артистов: Мишель Монахэн и Джеймса Марсдена и (почему-то совершенно не похожих на них) Люка Брейси и Лианы Либерато. Следом стоит отметить, что Аманде и Доусону досталась самая артикулированная, внятная и жестокая причина разрыва, что скорее исключение из правил. Но Спаркс никак не может отказаться от миссии любовного палача — череда смертей ближе к финалу заставляет обхватить колени руками и смотреть в одну точку: для религиозного человека в Николасе нет ничего святого.

Сцена под дождем: режиссер Майкл Хоффман поставил довольно милый эпизод: молодой человек залезает в окно любимой во время дождя, но вместо того, чтобы пустить парня внутрь, девушка сама не прочь вымокнуть и составляет компанию Доусону на карнизе.

Джош Дюамель в роли Алекса на кадре из фильма «Тихая гавань»

Джош Дюамель в роли Алекса на кадре из фильма «Тихая гавань»

«Тихая гавань» — настоящий блокбастер во вселенной Николаса Спаркса: взрывы, преследования, детективная линия, обвинения в убийстве, привидения и масштабное празднование Дня Независимости с фееричным салютом. Проще говоря, стоило перелопатить все 11 экранизаций, чтобы найти этот бриллиант — идеальный фильм для воскресного утра. Начинается «Гавань» с эпизода насилия с неопределенным исходом: женщина (Джулианна Хаф) молниеносно собирает пожитки и садится в автобус, не выбрав пункт назначения. Маршрут пролегает мимо прибрежного городка, где Кэти (так она представляется окружающим) решает попробовать начать новую жизнь. И, разумеется, тут же встречает запредельно привлекательного отца двух детей Алекса (Джош Дюамель), а что важнее — вдовца.

Режиссер Лассе Хальстрем («Что гложет Гилберта Грейпа», «Шоколад») — большой мастер романтических дел: при столкновении с прозой Спаркса ему хватило сил (и мужества!) снизить градус драматизма и дать волю жанровым выкрутасам. Поэтому даже нагромождение событий не портит общего впечатления от постыдного удовольствия. «Тихая гавань» — ровно то, что нужно в моменты тоски раненому сердцу, истосковавшемуся по киношной романтике: жаркие поцелуи, большая тайна, напряженная развязка и… ультимативный хеппи-энд!

Сцена под дождем: «Тихая гавань» верна лучшему образчику жанра, ливень застает влюбленных во время прогулки на лодке и дарит возможность громко смеяться и вместе обсыхать в пустом кафе. Продано!

Райан Гослинг в роли Ноя на кадре из фильма «Дневник памяти»

Райан Гослинг в роли Ноя на кадре из фильма «Дневник памяти»

Поставить «Дневник памяти» на первое место — решение настолько предсказуемое, что мы вынесли его в заголовок. Но, поверьте, невозможно поступить иначе. Посмотрев все экранизации книг Николаса Спаркса подряд, легко убедиться, что картина Ника Кассаветиса — не только жемчужина адаптаций романов писателя, но и настоящее сокровище в сундуке голливудских мелодрам.

Знакомые ингредиенты спарксовской прозы приобретают законченный вид, пазлы сходятся, и ни одно признание не кажется лишним. Избитый троп «деревенский парень и избалованная горожанка» предстает в лучшей своей ипостаси. Элли может быть героиней непоследовательной и импульсивной, но благодаря обаянию Рэйчел МакАдамс девушка выглядит живее большинства женских персонажей Спарксленда. Ной — во-первых, Райан Гослинг, и этого вполне достаточно, а во-вторых, парень мечты, который учтет все ваши пожелания при постройке дома. Даже второй претендент на руку Элли (улыбчивый Джеймс Марсден) — понимающий и человечный мужчина, способный вызывать неподдельное сочувствие. «Дневник памяти» в целом не стремится к делению на черное и белое: к примеру, мать девушки (Джоан Аллен) из антагонистки превращается в обычную женщину с непростым прошлым. Впрочем, это не умаляет того, что показная романтика перевешивает в представлениях о здоровых отношениях: минус балл Ною за колесо обозрения.

Большая часть истории традиционно разворачивается в 40-х прошлого столетия — костюмному кино слезливость и сентиментальность Спаркса особенно к лицу. Ну и, наконец, дополнительный пласт ленты — параллельная сюжетная линия: день за днем пожилой Ной читает Элли записи из дневника в надежде, что жена вернется хотя бы на пять минут. Медики повторяют неутешительный диагноз, но постаревший мальчишка с лесопилки все еще верит в любовь.

Неужели ваше сердце еще не разбито? Тогда последний козырь: если Николас не лукавит, все это случилось на самом деле, на написание романа Спаркса вдохновила история бабушки и дедушки его жены.

Рейчел МакАдамс в роли Элли на кадре из фильма «Дневник памяти»

Рейчел МакАдамс в роли Элли на кадре из фильма «Дневник памяти»

Сцена под дождем: давайте начистоту, «Дневник памяти» обречен остаться в поп-культуре образцом голливудского поцелуя.

Элли и Ной попадают под ливень во время лодочной прогулки (тоже, кстати, немаловажный транспорт во вселенной Спаркса) — вы точно помните этот кадр! Промокшая МакАдамс орет, что ждала семь лет, а Райан Гослинг произносит самые романтичные слова на свете: «Я написал тебе 365 писем. Я писал каждый день тебе целый год!»

Дождь скрывает слезы героев, но, увы, не наши.

Текст: Гульназ Давлетшина, Настасья Горбачевская
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?