Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Подборки фильмов

Рейтинг всех фильмов Уэса Андерсона — от худшего к лучшему

На этой неделе в прокат выходит «Французский вестник. Приложение к газете ‘‘Либерти. Канзас ивнинг сан”» — новый фильм народного любимца Уэса Андерсона. В честь долгожданного релиза мы решили обратиться к фильмографии американского постановщика, чтобы ранжировать все его картины от худшей к лучшей.

Добавить в закладки
Рейтинг всех фильмов Уэса Андерсона — от худшего к лучшему

10-е место

Тимоти Шаламе в роли Зеффирелли на кадре из фильма «Французский вестник. Приложение к газете ‘‘Либерти. Канзас ивнинг сан”»

Тимоти Шаламе в роли Зеффирелли на кадре из фильма «Французский вестник. Приложение к газете ‘‘Либерти. Канзас ивнинг сан”»

Несмотря на кукольность и ту самую симметрию, которая стала синонимом фильмов Андерсона, авторское видение Уэса всегда отличали гуманизм высшей пробы и неподдельная любовь к трагедиям и комедиям маленьких людей, которые вечно куда- то бегут. Во «Французском вестнике» движение превратилось (увы!) в бесконечное мельтешение, а формализм окончательно поглотил душу картины. То ли дело в новеллизации общей истории, то ли в черно-белой гамме, то ли в общей перегруженности деталями — и повествования, и кадра, — но едва ли фильм об американских журналистах на службе в Европе по-настоящему трогает. Скорее вызывает желание превратить кино в каталог, который можно подержать в руках и рассмотреть все нарядные картинки, оставив погоню за сюжетом на полях.

9-е место

Люк Уилсон в роли Дигана на кадре из фильма «Бутылочная ракета»

Люк Уилсон в роли Дигана на кадре из фильма «Бутылочная ракета»

Двое придурковатых и скорее невменяемых друзей решают после выписки одного из них из психиатрической больницы встать на путь преступности и переквалифицироваться в грабителей — у них уже есть пара мест на примете, осталось только уговорить единственного знакомого с машиной присоединиться к ним. Уэс Андерсон пошел по проверенному многими режиссерами пути — он развил и расширил одну из своих короткометражек до дебютного полнометражного фильма. «Бутылочная ракета» лишена стилистических приемов более поздних работ постановщика и на их фоне смотрится как ничем не примечательная и даже вторичная для американского инди-кино криминальная комедия. Мартин Скорсезе, однако, назвал ее одним из десяти своих любимых фильмов 90-х — есть подозрение, что однажды мы устанем от педантичных поздних работ Андерсона, пересмотрим свое отношение к его шероховатому дебюту и, как Скорсезе, наконец-то полюбим «Бутылочную ракету» за то, что раньше вызывало у нас лишь отторжение. Когда- нибудь однажды, но не сейчас.

8-е место

Эдриан Броуди в роли Питера на кадре из фильма «Поезд на Дарджилинг»

Эдриан Броуди в роли Питера на кадре из фильма «Поезд на Дарджилинг»

Открыточные виды экзотической Индии, поезд как главная движущая сила, трио блестящих актёров строго в центре кадра: Оуэн Уилсон, Эдриан Броуди и Джейсон Шварцман. Казалось бы, что может пойти не так? Да, в общем-то, ничего: «Поезд на Дарджилинг» — хорошее кино, остроумная трагикомедия о трёх братьях, которые устроили совместную поездку с целью вновь объединиться и стать семьёй: после смерти отца они уже больше года не разговаривали. Проблема в том, что это кино от Уэса Андерсона мы уже видели. «Поезд на Дарджилинг» выглядит повторением пройденного, младшим братом «Семейки Тененбаум» и особенно «Водной жизни», сменившей антураж подводной лодки на потрёпанные интерьеры индийского поезда. Те же семейные неурядицы, тот же трогательный портрет дисфункциональной семьи и те же нелепые герои, пытающиеся нащупать вечно ускользающую из-под ног почву.

7-е место

Кадр из анимационного фильма «Остров собак»

Кадр из анимационного фильма «Остров собак»

Мэр города Мегасаки издаёт указ, по которому все домашние собаки должны быть изгнаны на специальный мусорный остров. 12-летний парень Кобаяси, живущий под опекой этого самого мэра, с положением не согласен: он сбегает из дома в поисках своего пса, но вместо него находит свору дворняг, которые соглашаются помочь в его квесте. «Остров собак» — всего лишь второй кукольный мультфильм Андерсона, и по нему хорошо заметно, что, даже будучи признанным режиссёром, он никогда не перестаёт совершенствовать своё мастерство. Не считая, может, проектов студии Laika, это явно самый технически продвинутый и впечатляющий стоп-моушн-фильм, где каждый кадр — памятник удивительному артистизму автора. Что самое главное, «Остров собак» не только технический шедевр, но ещё и потрясающая история о первобытной силе дружбы и, возможно, лучшее кино о Японии, снятое не японцем (тут поспорить с Андерсоном может разве что София Коппола).

6-е место

Гвинет Пэлтроу в роли Марго на кадре из фильма «Семейка Тененбаум»

Гвинет Пэлтроу в роли Марго на кадре из фильма «Семейка Тененбаум»

Чета Тененбаумов, Роял и Этелина, воспитали трех выдающихся отпрысков, после чего успешно развелись. Через два десятилетия, наполненных предательствами и неудачами, притворяющийся больным отец возвращается в семью, чтобы устроить долгожданное воссоединение и, конечно, вернуть бывшую жену. «Семейка Тененбаум» — это первый фильм Уэса Андерсона с его полностью сформированным, фирменным визуальным стилем, который к тому же дает отличное представление о том, как он работает с драматургией: даже после титров кажется, что это легкая комедия об эксцентричных героях (взгляните хотя бы на Бена Стиллера в спортивном костюме на постере), но только во время просмотра осознаешь, что под этой намеренно искусственной и красочной оболочкой скрывается настоящая семейная трагедия о разрыве поколений, несбывшихся мечтах и загубленном детстве. Тогда даже непримечательная реплика о том, что у героя был тяжелый год, может пробить на слезы — что уж говорить про великую и опять же кукольную сцену с попыткой самоубийства под песню Needle In The Hay Эллиотта Смита.

5-е место

Билл Мюррей в роли Стива на кадре из фильма «Водная жизнь»

Билл Мюррей в роли Стива на кадре из фильма «Водная жизнь»

Самый недооценённый фильм режиссёра — история о путешествии морского исследователя Стива Зиссу (Билл Мюррей в роли эдакого местного Жака Кусто) и его разношёрстной команды, снимающей документальное кино про жителей подводного мира. Уэс изящно объединяет в одной палитре приключенческий роман с нападениями пиратов и местью ягуаровой акуле, производственную драму о трудностях работы странного коллектива и, разумеется, семейную трагикомедию. Зиссу тут берёт в поездку своего внезапно появившегося сына и, сближаясь с ним, пытается обрести себя. Эстетика романов Жюля Верна и реальных документалок Кусто встречается со сложной правдой жизни. В этом вообще один из главных драматургических секретов Андерсона: сталкивая подлинное и подчёркнуто искусственное, он высекает такие чувства, какие не снились большинству условно реалистичных драм.

4-е место

Джейсон Шварцман в роли Макса на кадре из фильма «Академия Рашмор»

Джейсон Шварцман в роли Макса на кадре из фильма «Академия Рашмор»

Макс — с виду образцовый старшеклассник, который преуспел в каждом внеучебном кружке, от театра до фехтования и пчеловодства. Жаль, с оценками у него беда, поэтому ему ставят жесткое условие: либо он повысит успеваемость, либо вылетит из престижной школы. Тогда жизнь подкидывает ему еще одну проблему: он влюбляется в молодую учительницу и теперь должен соперничать за ее сердце с бизнесменом, которого еще недавно считал другом. Вышедшая между «Бутылочной ракетой» и «Семейкой Тененбаум» «Академия Рашмор» будто объединяет лучшее от обоих фильмов: это снова попытка попробовать свои силы в популярном среди инди- кинематографистов жанре (школьная комедия про взросление), но уже с зачатками поздних стилистических и драматургических элементов, вроде deadpan-комедии, упором на цветовые решения и музыкальное сопровождение. Макс — это уже не просто эксцентричный недотепа, как дуэт из дебютной «Бутылочной ракеты», а достойный поздней фильмографии Андерсона социопат с трагичной судьбой, который превращает эту интеллектуальную комедию в мелодраму о том, что детство заканчивается с впервые разбитым сердцем.

3-е место

Кадр из анимационного фильма «Бесподобный мистер Фокс»

Кадр из анимационного фильма «Бесподобный мистер Фокс»

Некогда вор Фокси Фокс теперь живет спокойной жизнью и пишет колонку в местную газету — на радикальные изменения он решился, когда 12 лет назад узнал, что его жена беременна. Долгое воздержание от любимого дела дало сбой, когда Фокс положил глаз на три соседских фермы, но их ограбление не только лишило героя пышного хвоста, но и поставило под угрозу жизнь его семьи. Было очевидно, что рано или поздно Уэсу Андерсону станет тесновато в художественном кино и он попробует свои силы в предоставляющей бескрайнюю свободу анимации. «Бесподобный мистер Фокс» вполне мог оказаться на первом месте топа, потому что это образцовый андерсоновский шедевр, в котором блестяще работают визуальный сторителлинг, самобытный стиль и несоответствующая детскому тону фильма история — о том, как прошлое настигает нас и портит жизнь в самый неподходящий момент. Хорошо, что после этого Андерсон дважды достигнет тех же высот в кино — все мы любим кукольных лис, но живым актерам верим почему-то больше.

2-е место

Кара Хэйуорд в роли Сюзи на кадре из фильма «Королевство полной луны»

Кара Хэйуорд в роли Сюзи на кадре из фильма «Королевство полной луны»

На уединённом острове в Новой Англии неугомонный сирота Сэм сбегает из лагеря бойскаутов — всё ради встречи со своей знакомой по переписке, девочкой Сьюзи, которая также ускользает из дома, подальше от семейных проблем. Пока двое бродят по лесам, весь остров пускается на их поиски, включая командира бойскаутов (Эдвард Нортон), местного копа (Брюс Уиллис), родителей (Билл Мюррей и Фрэнсис МакДорманд) и много кого ещё. «Королевство полной луны» — не столько реалистичная история, сколько экранизация юношеской фантазии: Андерсон говорил, что нечто похожее он представлял во время первой подростковой влюблённости, которая, правда, ни к чему не привела (та девочка даже не обращала внимания на юного Уэса). Это элегия тому самому неуловимому и неповторимому чувству, пронзительное кино о фантазёрах, которые решают перестроить весь мир, хотя бы в пределах глухого леса, под свои наивные мечты. В отличие от многих авторов, Андерсон не критикует подростковый эскапизм — он упивается им, снимает кино, как его бы, вероятно, могли снять сами герои, окажись они ну очень талантливыми в режиссуре.

1-место

Сирша Ронан в роли Агаты на кадре из фильма «‘‘Отель Гранд Будапешт’’»

Сирша Ронан в роли Агаты на кадре из фильма «‘‘Отель Гранд Будапешт’’»

Если до 2014 года кто-то ещё мог не слышать имя Уэса Андерсона, «Отель “Гранд Будапешт”» это точно исправил. Именно здесь режиссёр, кажется, окончательно отточил свой уникальный стиль, сделав кино с живыми актёрами, которое часто выглядит и ощущается как кукольное. Каждая деталь в кадре кричит о рукотворности происходящего, начиная с ярких пастельных интерьеров и заканчивая соотношением сторон экрана, меняющихся в зависимости от эпохи, в которой происходит действие. Это история, рассказанная внутри истории, рассказанная внутри истории… абсолютный нарративный фрактал, смывающий грань между реальностью и вымыслом, фантазией о пряничной Старой Европе и суровой исторической правдой.

Уэс всегда любил соединять вместе смешное и мрачное, по-детски наивное и отрезвляющее жестокое, но в «Гранд Будапеште» он делает это особенно эффектно. На фоне милой мелодрамы о чистой любви двух подростков у него существует и военная драма о наступающей фашистской угрозе, и криминальный триллер с отрубленными пальцами и жутким Уиллемом Дефо, и физическая комедия о поисках очень дорогой картины и эксцентричном консьерже с лицом Рэйфа Файнса, активно отвергающем исторические перемены. Андерсону ещё предстоит переплюнуть свой главный шедевр — и, может, наконец получить свой давно заслуженный «Оскар» («Гранд Будапешт» номинировался аж в 9 категориях, но взял лишь 4 технических награды).

 

Текст: Ефим Гугнин, Алихан Исрапилов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?