
Состоялся релиз Gears of War: Reloaded — ремастера первой части знаменитой экшен-франшизы, рассказывающего о войне человечества с расой Саранчи на далекой планете Сера. Во второй половине нулевых серия изменила облик шутеров от третьего лица и стала символом консолей Xbox, а теперь доберется и до PlayStation. Релиз ремастера — отличный повод поговорить обо всех частях масштабного цикла в формате «от худшей к лучшей».
8 место
Неожиданная коллаборация франшизы с производителем популярных виниловых фигурок Funko Pop, который неоднократно пытался закрепиться на рынке электронных развлечений. Суровые вояки Маркус Феникс, Деймон Бэрд и другие члены отряда «Дельта» обрели милые кукольные лица и отправились на миниатюрные поля сражений, не имевшие ничего общего с тем, за что поклонники полюбили серию.
Gears Pop! была весьма традиционной для мобильных релизов смесью карточной игры и жанра tower defence, построенной вокруг медленного развития своей «колоды» и обилия микротранзакций. Ключевое отличие — ставка на кооператив (в местном аналоге режима «Орда») и сражения с живыми игроками, что привносило в элементарные партии бо́льшую вариативность и служило стимулом для прокачки. В целом, если не брать в расчет сомнительное сочетание игрушечного стиля Funko с брутальностью Gears of War, проект запомнился лишь полноценной интеграцией «достижений», которые учитывались в профиле пользователя Xbox. Игра привлекла более миллиона человек на старте, но уже через два года пережила закрытие серверов и на сегодняшний день остается недоступной.
7 место
Вторая и куда более обстоятельная попытка расширить границы серии. Gears Tactics – тактическая стратегия, созданная под впечатлением от образцовой X-COM: Enemy Unknown. Вышедшее на восемь лет раньше детище студии Firaxis вдохнуло новую жизнь в не самый популярный жанр и заодно показало, что тот тоже может быть зрелищным и кинематографичным. Несмотря на отдаленную камеру и непрямое управление, герои Enemy Unknown вели себя в точности как солдаты с планеты Сера (занимали укрытия, плавно меняли позицию, умели вести слепой огонь и многое другое), так что решение Microsoft перенести действие Gears of War в изометрическую перспективу казалось максимально логичным.
К сожалению, в процессе адаптации разработчики целиком отказались от второго важного компонента X-COM – «глобального» режима, где игрок занимался развитием своей базы и научными исследованиями. В отличие от нее, Tactics целиком сфокусировалась на пошаговых сражениях, что сделало ее концепцию проще, а игровой процесс – однообразнее. При этом боям все равно не хватило глубины: комбинаций скиллов было мало, так что все эффективные тактики без труда осваивались в течение пары часов, и затем игра практически не выбивала из зоны комфорта. Gears Tactics отлично выглядела и безупречно передавала дух вселенной, однако без выдающегося геймплея не смогла привлечь новую аудиторию. Неплохой спин-офф для фанатов и проходной проект для всех остальных.
6 место
2011 год — год финалов важных трилогий, не все из которых смогли завершиться на высокой ноте. Mass Effect 3 расстроила недостаточно проработанной концовкой, которая почти не учитывала промежуточные выборы игроков. Modern Warfare 3 предложила впечатляющие зарисовки третьей мировой, но с геймплейной точки зрения теряла пыл и задор, не добравшись до середины. Uncharted 3, при всех своих плюсах, все же не сумела превзойти сиквел. В промежутке между упомянутыми проектами вышла и Gears of War 3, удивительным образом вобравшая проблемы своих собратьев.
Разумеется, было бы глупо ожидать от прямолинейного боевика многослойной развязки, однако и за пределами последней пары часов триквел оказался довольно бесхитростной и ленивой игрой. Gears of War 3 дежурно повторила формулу оригинала, отказавшись от антуража большой войны в пользу очередного постапокалиптического роуд-муви. Немногочисленные сюжетные интриги обернулись заурядными голливудскими штампами, в то время как геймплей в сравнении со второй частью страдал от отсутствия креатива и в своем базовом виде уже не мог ничем удивить (сказалось перенасыщение рынка аналогичными экшенами). Само собой, в игре были отличные моменты (фрагменты за Коула, весь четвертый акт в пережившем бомбардировку городе); с технической точки зрения Epic Games вновь подготовили передовой блокбастер, но в целом третья Gears – то, что выходит, когда талантливые творцы начинают почивать на лаврах.
5 место
Самая недооцененная игра серии. Мастера «мясных» шутеров — студия People Can Fly — соорудили вольный приквел к оригиналу, который вышел вскоре после финала трилогии и буквально наплевал на ее постулаты. Использование укрытий в Judgement стало во многом необязательным: игрок выдерживал большее количество попаданий, мог легко подойти вплотную к противнику и гораздо чаще пускать в ход ручную бензопилу. Помимо этого, вся игра встала на аркадные рельсы: в левом углу интерфейса отображался счетчик очков, а сами уровни содержали опциональные испытания вроде «убей определенное количество врагов за минуту» или «пройди следующие комнаты, используя пистолет».
На релизе многие ругали разработчиков и издателя за фрагментарность повествования, отсутствие режиссуры, а также общее позиционирование проекта, который продавался за полную стоимость, но ощущался примитивнее предыдущих частей. И хотя все упреки были вполне справедливы, отметим важную вещь: настолько весело и непринужденно серия не игралась ни до, ни после. Judgment стала отличной разрядкой перед началом новой сюжетной линии, выжимала максимум разнообразного геймплея из исходной формулы и, так или иначе, предоставляла уникальную возможность поучаствовать в самых первых столкновениях с Саранчой (задолго до Tactics и все еще ожидаемой E-Day). Даже если вам не понравится сценарий, состоящий из кучи флешбэков, в плане локаций и антуража в работе People Can Fly есть на что посмотреть.
4 место
Достойная, хоть и весьма противоречивая игра, вышедшая в нужное время в нужном месте. Gears 5 стала одним из последних эксклюзивов поколения Xbox One, как минимум половина жизни которого прошла в работе над ошибками после неудачного старта. Изголодавшиеся по блокбастерам владельцы консоли (в период «перестройки» главными драйверами продаж выступали сессионная Sea of Thieves и гонки франшизы Forza) тепло приняли вторую главу новой истории, и нельзя сказать, что она того не заслужила. Это было яркое и насыщенное приключение с эмоциональном ядром в лице персонажа Кейт Диаз (первой протагонистки в серии), чьи лучшие моменты ни в чем не уступали флагманским проектам от Sony.
Однако есть пара «но». Заложив хорошую основу для развития в Gears of War 4, студия Coalition неожиданным образом расставила приоритеты и вместо дальнейшего улучшения боевой системы сконцентрировалась на добавлении элементов открытого мира. Вторая и третья главы игры целиком проходили в просторных локациях c возможностью передвижения на транспортном средстве, дополнительными заданиями и кучей коллекционных предметов, что выглядело свежо, но не отличалось изобретательностью и снижало динамику прохождения. В остальном Gears 5 осталась стоять на месте, а в плане сценария и вовсе начала копировать ходы прошлых игр (в том числе пережевывать мифологию времен сиквела). Словом, вряд ли найдется много недовольных тем, что тот сюжет до сих пор не получил завершения.
3 место
Игра-веха, определившая поколение Xbox 360. Пускай Epic Games не первой изобрела систему укрытий, именно Gears of War популяризировала ее среди шутеров от третьего лица, и позднее соответствующие механики начали проникать в другие проекты, включая RPG вроде Mass Effect. Кроме того, это был настоящий технологический прорыв: детализация объектов, попиксельное освещение и рендеринг в HDR провели черту между шестым и седьмым поколениями консолей, сделав Unreal Engine 3 главным движком в индустрии на годы вперед.
Насколько хорошо первая Gears of War сохранилась сегодня? Лучше, чем многие игры того времени. Благодаря тактическим элементам и грамотному дизайну арен боевая система в целом прошла проверку временем, брутально-маскулинная атмосфера в наши дни способна принести еще больше фана, чем раньше, ну а за счет графических улучшений ремастера уровни и так соответствуют современным стандартам. Пожалуй, главными недостатками для новых игроков могут оказаться малое число уникальных сцен, минималистичный сюжет без внятной экспозиции и раскрытия персонажей, а также главный злодей – Генерал Раам, который по праву входит в топы худших финальных боссов. Играя даже на нормальном уровне сложности, приготовьтесь к боли: хоть одна граната или патрон снайперской винтовки пролетят мимо цели – начинай сначала.
2 место
В начале десятых мода на позиционные шутеры начала подходить к концу: все больше разработчиков использовали систему укрытий как фундамент, а не центр всего геймплея. В это же время авторы оригинальной Gears of War поставили точку в своей трилогии и вышли из-под крыла Microsoft, оставив главный вопрос висеть в воздухе. Игровой процесс серии устарел или, напротив, стал классикой? Отвечать пришлось новой студии Coalition, и нужно отдать ей должное: поставив на второй вариант, канадцы справились гораздо круче, чем можно было предположить.
Под руководством опытного продюсера Рода Фергюссона команда не стала изобретать велосипед, а тщательно смазала старые шестеренки и за счет различных quality-of-life-улучшений добилась поразительных результатов. В плане ощущения персонажа, баллистики и импакта от попаданий новая-старая Gears of War игралась не хуже инновационной Uncharted 4, обходясь без акробатических наворотов и продвинутых рукопашных сражений. Совсем без нововведений, впрочем, не обошлось. Авторы добавили в игру несколько давно напрашивавшихся приемов (вроде захвата противников из укрытия), придумали множество видов монстров, которые обладали нетипичными шаблонами поведения, а также разнообразили действие экстремальной погодой и контрастными эпизодами. Можно поспорить, подходит ли франшизе легкий дух приключения, однако это сработало в первых актах и отлично сочеталось с элементами хоррора.
В общем, Gears of War 4 — пример удачного перезапуска и дебюта в устоявшейся серии. То, как ее потенциалом распорядились в дальнейшем, — другой вопрос.
1 место
Эталонный сиквел из палаты мер и весов. Gears of War 2 не просто улучшилась в большинстве аспектов, а прыгнула выше своей головы. Сюжет продолжения разросся до планетарных масштабов, но при этом сделал шаг в сторону личной драмы, разыграв под конец самую безжалостную сцену в серии. Вселенная франшизы в прямом и переносным смысле расширилась в глубину, раскрыв фундаментальные тайны вокруг Саранчи и добавив в конфликт третью сторону. Самое главное: разработчики постарались сделать каждый эпизод запоминающимся за счет как голливудской постановки, которая ни в чем не уступала Call of Duty тех лет, так и геймплейных условий, менявшихся на лету.
Вот вы прячетесь от вражеского огня не за привычным бетонным блоком, а за гигантским червем, который норовит уползти не в ту сторону. Спустя пару сцен – вырезаете сердце чудовищу, проглотившему весь отряд. Еще через полчаса – совершаете перебежки между крышами под сокрушительным градом, чьи осколки приводят к мгновенной смерти. Плотность событий и разнообразие ситуаций в Gears of War 2 были настолько велики, что игра подняла планку для всего жанра и до сих пор остается самой высокооцененной во франшизе. Надеемся, Microsoft все-таки подготовит ее переиздание: фанаты уже заждались.