Что посмотреть Раньше было лучше?
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

Родители уехали в Татры: польские слэшеры, которые можно посмотреть на Netflix

Если разговор заходит о польском кинематографе, то в голове моментально всплывают фамилии больших авторов, ставших классиками еще при жизни: Кшиштоф Кесьлёвский, Роман Полански, Павел Павликовский или Анджей Жулавски. Что же происходит в жанровом сегменте мейнстримного кино по большому счету остается загадкой, которую решился приоткрыть Netflix. За последние полгода на платформе появилось сразу два польских фильма ужасов, а именно слэшеров: подростки, бутафорская кровь и стремление выжить во чтобы бы то ни стало. Рассказываем как эти упражнения в ужасном встраиваются в общие поп-культурные правила.

Добавить в закладки
Родители уехали в Татры: польские слэшеры, которые можно посмотреть на Netflix

Кадр из фильма «Все мои друзья мертвы»

Не только название фильма можно расценить как спойлер, но и первую сцену - в конце концов ни для кого не секрет чем обычно заканчивается резня: полем трупов. Двое следователей прибывают на место преступления: из уютного загородного дома занесенного снегом и укутанного множеством огоньков медики выносят девушку с бандажом на шее (вероятнее всего последнюю девушку), первый этаж дома буквально утопает в крови и телах, а на календаре первое января. Следователям предстоит выяснить что же случилось: пусть исход предначертан - произошедшее ночью до поры до времени остается детективной загадкой.

Кадр из фильма «Все мои друзья мертвы»

Кадр из фильма «Все мои друзья мертвы»

Время делает поворот назад в канун Нового года: родители уехали в Татры и Марек устраивает вечеринку. Вокруг каноничный набор лиц-типажей с которыми хозяин дома знакомит зрителей словно проводя неспешную экскурсию по гостям (на самом деле он представляет их только что пришедшей Анджелике). Режиссер Ян Бельцль не пытается притвориться, что изобретает велосипед, весь его дебютный фильм скроен из отсылок, оммажей, заимствований и прямых цитат, вроде культовой реплики из «Терминатора» о возвращении. Шутки про Кевина, который остался «Один дома», жених топором пробривающий дверь, в ругани возлюбленных послышится: «у нас был перерыв!», а на вечеринку приглашены и Финч, и мама Стифлера. Этот причудливый жанровый гибрид  черной комедии и слэшера своего рода фантазия на тему, а что было бы, если все персонажи любимых культовых фильмов собрались в одном доме? Разумеется, ничего хорошего.

Как и положено примерно с 30-й минуты подростки начинают умирать, а «Американский пирог» смешивается с кровавыми реверансами Квентина Тарантино, впрочем, ни до уровня одного, ни другого он не дотягивает, оставаясь где-то между, играючи жонглируя чужими заповедями. Черная комедия периодически опускается в юмор ниже пояса, а аттракцион убийств не так смакует насилие, как это часто бывает в образчиках жанра. Тем не менее может за счет мета-финала, может из-за причины убийств, которую мы оставим в секрете, фильм оставляет положительное впечатление необязательного развлечения на вечер. Это рядовое жанровое кино, которое вызывает симпатию своим нахальством, непритязательностью и дурацкой непосредственностью, подкрепленной в том числе инверсией начала со следователями, вполне вероятно, что отныне «Все мои друзья мертвы» могут занять свое законное место на полке новогодних фильмов ужасов.

Еще одно любовное письмо классическим американским слэшерам «В лесу сегодня не до сна» начинается как «Пятница 13-ое» и постепенно превращается в гибрид «Техасской резни бензопилой» и «У холмов есть глаза». Главная проблема жанра в 21 веке - технологии и доступность связи, даже если кровожадный мутант несется по пятам, всегда можно позвонить в полицию/маме/бывшему или отправить смс: «SOS». Здесь плоды прогресса обращены во вред и становятся в ряд сюжетных звеньев: молодых людей зависимых от своих гаджетов отправляют в лагерь на детокс - никаких планшетов и телефонов, только голоса природы. Когда один из отрядов отправляется в поход с пани вожатой, и начинается мясорубка в исполнении устрашающего вида местных жителей чащи.

В отличие от «Все мои друзья мертвы» «В лесу сегодня не до сна» не стремится работать методом копипаста или мета балета на льду: беря за основу классические составляющие любого слэшера (изоляция, жуткие убийцы, молодые жертвы) фильм так или иначе пытается поддеть польскую действительность, а персонажам-архетипам добавить второго дна. Последнюю девушку (здесь без нее не обошлось) мучают болезненные флешбеки аварии, в которой погибла вся ее семья, у мутантов-убийц в анамнезе трагическая история из детства, которая не вынесена за скобки резни, а в диалогах сквозит социальное расслоение, гомофобия, фетшейминг и прочая гигиена новой этики, которая в Польше судя по всему приживается весьма неспешно.

Кадр из фильма «В лесу сегодня не до сна»

Кадр из фильма «В лесу сегодня не до сна»

Встав на проторенную дорожку, режиссер Бартош Ковальски использует проверенные инструменты для разговора более локального, пусть и не в полной мере серьезного. Прежде всего это изобретательный и ловкий жанровый аттракцион с отрезанными головами, черным юмором (айфон можно разблокировать пальцем оторванной руки), кровью, криками и беготней, но не освобожденный от социального комментария. В результате «В лесу сегодня не до сна» в очередной раз доказывает, что мертвые не умирают: слэшеру уже множество раз предрекали финал за несостоятельностью, но все же ни время, ни география, ни телефоны не в состоянии остановить резню. То, что когда-то было прорывом Уэса Крейвена - осознание правил поведения персонажей внутри жанра ими же - здесь воспроизводится с усталостью поколения выросшего на культовых слэшерах. Да и кто хоть раз не представлял как бы повел себя в критической ситуации хоррора? Вот и персонажи «В лесу» тоже попробовали. Получилось неплохо, правда не у всех.

Текст: Настасья Горбачевская
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?