Наверх
Хантер Киллер Пришелец Оверлорд Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда Ральф против Интернета Апгрейд Вдовы Робин Гуд: Начало Проводник Все или ничего

Рецензия на фильм «Жила-была одна баба»

Мощная, трагическая и впечатляюще подробная панорама мира, бесследно исчезнувшего сто лет назад

В 1909-м году молодуха из бедной семьи Варвара выходит замуж и попадает в дом зажиточного крестьянина. В 1921-м году она же – мать двоих детей и трижды вдова, прошедшая через ужасы Первой мировой, революции и Гражданской, – становится свидетельницей, невольной участницей и жертвой Антоновского восстания. Между этими датами – крушение целой вселенной, на обломках которой герои фильма пытаются построить новую жизнь.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Жила-была одна баба"


Тамбовское восстание стало последним этапом Гражданской войны и началом расправы Советской власти над крестьянами.

Подавляя его, Михаил Тухачевский применял химическое оружие и брал мирное население в заложники.

«Жила-была одна баба» – первый художественный фильм о тех событиях.

Осуществляя замысел почти двадцатилетней давности и возвращаясь к режиссуре впервые с 1979 года, Андрей Смирнов замахнулся на жанр киноромана, который в СССР чаще гостил на телевидении, чем на большом экране («Тихий Дон», «Хождение по мукам», «Угрюм-река», «Сибирада»), а в постсоветское время вовсе исчез. «Жила-была одна баба» – колоссальная реконструкция, но не этнографическая, а историческая. Мир русского крестьянства, нашедший свое отражение в книгах Чехова, Лескова и Бунина (на них Смирнов открыто ссылается), растворился в ХХ столетии практически бесследно: эта трагедия показана режиссером сухо, отчетливо и горько, без излишних сантиментов. Вся Россия здесь – «одна баба», неграмотная страдалица, долго не понимающая, за что ей выпала такая судьба, а ко второй половине картины перестающая даже задавать этот вопрос.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Жила-была одна баба"

Избегая религиозного кликушества и любого иного учительства, показывая дореволюционную Империю как незнакомую планету, языческую, страшную и прекрасную, Смирнов счастливо обходится без упрощающих обобщений и ставит во главу угла человека. Отчасти благодаря точному кастингу, отчасти благодаря врожденной актерской органике Дарьи Екамасовой, фильм получился не столько глобальной фреской о русском Китеже (этот образ навязчиво проводится через все повествование), сколько частной историей. Встроились в нее и некоторые из лучших современных российских актеров, в первую очередь – Алексей Серебряков, сыгравший единственного возлюбленного главной героини.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Жила-была одна баба"

Здесь нашлось место всему самому важному: рождению и смерти, убийству и милосердию, греху и покаянию, любви и насилию, юмору и ужасу. Поэтому «Жила-была одна баба» – кино не фольклорное, не русофильское, не буквоедское, а универсальное. Невероятная редкость для наших широт.

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Яндекс ДзенЯндекс Дзен | InstagramInstagram | TelegramTelegram | ТвиттерТвиттер


Комментарии  182




Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть