Наверх
Фильмы 2018 Мир Юрского периода 2 Лето Суперсемейка 2 8 подруг Оушена Ночная смена План побега 2 Убийца 2. Против всех

Рецензия на фильм «Замерзшие души»

Симпатичные «Замерзшие души», номинированные на приз жюри Санданса, добрались до России с историей о Поле Джаматти, чью душу Дина Корзун украла и отвезла в Санкт-Петербург.

Актер Пол Джаматти (в исполнении актера Пола Джаматти) репетирует «Дядю Ваню». Чеховский психологизм довел Пола до депрессии, но тут он узнает из статьи в «Нью-Йоркере» о новой услуге: сдать душу на хранение. Решившись, он вверяет свою бессмертную симпатичному профессору (Дэвид Стрэтэйрн), некоторое время киснет без души, потом решает, что с «Дядей Ваней» ему поможет душа русского поэта, которую предлагает заботливый профессор. «Дядя Ваня» идет прекрасно, вот только душа поэта – это душа русской фабричной работницы: контрабандистка Нина (замечательная Дина Корзун) нелегально провозит купленные за бесценок русские души в богатую Америку. Она же похитит душу Пола, когда жена русского олигарха, мечтающая об актерской карьере, захочет себе душу американского актера. Бессмертную сущность Джаматти ей подсунут как душу Аль Пачино.

Если пересказ звучал немного как Ионеску в постановке «Театра.DOC», то это исключительно наша вина. Скорее, тут имелся ввиду «Быть Джоном Малковичем», только сочиненный Николаем Гоголем в качестве потерянного тома «Мертвых душ» – снявшая фильм Софи Барте этого, вобщем, не скрывает.

Впрочем, главное достоинство симпатичных «Замерзших душ» не в образованности, а в сопутствующем ей восхитительном отсутствии самолюбования – на сколько это вообще возможно для арт-хаусного хита, развеселившего два года назад Санданс. Триллер с русской мафией, трагической контрабандисткой Ниной, пустынным Брайтон-бич и облезлым зимним Санкт-Петербургом так аккуратно и невозмутимо надстроен вокруг неприглядной горошины, форму которой приняла душа Джаматти в хранилище-кубышке, что смех тут возникает ежеминутно уже не из шуток («Нет! Я не хочу, чтобы мою душу отправили в Нью-Джерси!!!»), а из самого воздуха фильма. Блуждание Джаматти по Питеру – чуть не лучшая реприза в жанре «Забавные приключения иностранцев в России», олигархический бандос так убедителен, будто уже видел его где-то, только не можешь вспомнить – где, трагическая интонация «первый мир встречает третий» все время подрывается абсурдом, а абсурд, в свою очередь – достоверностью истерик Джаматти и потерянности Корзун.

В России, вероятно, «Замерзшие души» смотреть еще интересней, чем в Америке: отхихикав, на выходе из зала замечаешь за собой некоторую меланхолию. Вроде бы, в отношениях мы-они все описано верно: диалог невозможен, товарооборот налажен (мы им потерянные души, они нам – фильмы с Джаматти и Пачино), а трепотня про русскую душу ушла в прошлое вместе с доктором Живаго и чаем в подстаканниках. Но фильм Барте, вроде бы не отрываясь от классической триады западного кино о России «холод-бедность-безнадега», сумел сказать об этом месте что-то интуитивно очень верное, и инфицированный душой русской заводской работницы Пол Джаматти это «что-то» определенно чувствует. Может быть, что душа тут до того некрепко держится за тело, что продать ее даже проще, чем почку. А вот почему она так некрепко держится, про это Гоголь уже писал.



Комментарии  130



Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть