Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Подборки фильмов

12 знаковых пародийных фильмов

Накануне выхода на экраны «Суперфорсажа!» мы решили вспомнить дюжину лент, которые оставили яркий отпечаток в памяти зрителей и критиков, те, над юмором которых можно смеяться до сих пор

Добавить в закладки
Самое эпичное кино

Кадр из фильма "Синьор Робинзон"

Прежде чем перейти к голливудской индустрии пародии, давайте посмотрим, над чем в кинотеатрах смеялись наши родители. Бремя увеселения советского зрителя ложилось не только на знаменитые комедии Гайдая и Данелии, но и на зарубежную продукцию, в основном европейского происхождения. В СССР большой популярностью пользовались, например, музыкальные пародии французского ансамбля Шарло, четверка героев которого то отправлялась во времена мушкетеров, то штурмовала армейские казармы, то била рекорды на стадионах. В кинотеатрах же бил рекорды «Синьор Робинзон» – итальянская комедия Серджо Корбуччи с неподражаемым Паоло Вилладжо в главной роли. Эта фривольная пародия на знаменитый роман Дефо советским зрителям пришлась по душе – еще бы, где же еще тогда можно было увидеть столько света, моря, песка и прекрасных женщин?

Кадр из фильма "Аэроплан!"

Несмотря на то что кинопародия зародилась едва ли не одновременно с первыми публичными показами фильмов (достаточно вспомнить, что уже в 1908 году появился фильм, пародирующий знаменитое мельесовское «Путешествие на Луну»), расцвет жанра принято связывать с началом творчества комического трио режиссеров Цукер-Абрахамс-Цукер. Уже второй их совместный проект стал настоящим хитом – обыгрывающий популярную в те времена тему проблем в аэропортах и на борту воздушных судов «Аэроплан!» вошел в списки лучших комедий в истории Голливуда. Именно этот фильм плюс его сиквел принято считать законодателем мод в кинопародии – картина филигранно использует штампы, принятые для фильмов-катастроф, и дает узнаваемые прямые ссылки на некоторые киноленты своего времени. Это именно то, за что зритель любит пародию.

Кадр из фильма "Космические яйца"

Другим мастером пародийного кино общепринято считать Мэла Брукса, талантливейшего мастера с широчайшим диапазоном умений. В комедии «Космические яйца» Брукс выступил продюсером, сценаристом, режиссером, да и одну из главных ролей взял на себя – серьезная работа, никаких шуток. Целью сатирических стрел автора, как вы понимаете, стала трилогия Джорджа Лукаса «Звездные войны», хотя и другим космодрамам тоже досталось – например, Джону Херту пришлось заново пережить появление Чужого из своего живота. Гомерически смешной фильм Брукса хорош еще и тем, что собрал под своими знаменами великолепных артистов – пусть у Херта было небольшое камео, зато в крупных ролях отметились Рик Моранис и Билл Пуллман.

Кадр из фильма "Голый пистолет"

Вершиной совместного творчества Цукеров и Абрахамса принято считать трилогию «Голый пистолет», первый фильм которой вышел в 1988 году. В качестве «объекта насмешек» постановщики избрали заполонившие в то время американское ТВ полицейские сериалы, а прототипом главного героя «Пистолета» стал сам Коломбо! Досталось в истории об отряде полиции и Джеймсу Бонду, переживающему не лучшие свои экранные годы. «Голый пистолет» превратил канадского комика Лесли Нильсена в настоящую суперзвезду и символ пародийного кино, без его участия затем сложно было обойтись. В СССР лента стала хитом видеопрокатов и видеозалов, а ожидание сиквела охватило весь мир. Нужно сказать, режиссеры не подкачали и выдали два вполне достойных продолжения, которые не стыдно ставить на одну полку с оригиналами.

Кадр из фильма "Горячие головы"

После успеха первой части «Голого пистолета» трио Цукер-Абрахамс-Цукер временно разделилось, что практически втрое увеличило число замечательных картин в самых разных жанрах. Джим Абрахамс, например, продолжил совершенствоваться в пародии и в 1991 году выдал на экраны фильм, до сих пор считающийся одним из лучших в комедийной истории Голливуда. Конечно, мы говорим о «Горячих головах» с Чарли Шином в главной роли. Красной нитью сюжета фильма стала пародия на «Лучшего стрелка» Тома Круза, но одной только летчицкой темой авторы не ограничились – досталось и «Рокки», и «Супермену», и даже «Унесенным ветром». Лента разошлась на цитаты, а многие пародийные трюки «Горячих голов» стали образцом для подражания.

Кадр из фильма " Робин Гуд: Мужчины в трико"

Мэл Брукс помимо несомненного комедийного таланта обладал еще и невероятным чутьем. Возможно, не ему первому пришло в голову с пылу, с жару выпускать пародии на недавние кинотеатральные хиты, но именно он продемонстрировал одним из первых успешность такого мероприятия при правильном подходе. Как бы то ни было, пародийные «Мужчины в трико» стали неотъемлемой частью своего «старшего брата», фильма Кевиа Рейнолдса «Робин Гуд: Принц воров». Робин Гуд и без того всегда был одним из любимейших героев мальчишек всего мира, но с появлением обаятельного раздолбая в исполнении Кери Элвеса этот герой стал всеобщим любимчиком. А вы говорите – пародия!

Кадр из фильма "Заряженное оружие"

Возможно, не самой удачной в финансовом плане, но от этого не менее любимой для нас остается картина «Заряженное оружие» Джина Квинтано. Во-первых, лента стала своеобразным ответом Эмилио Эстевеса своему брату Чарли Шину, блеснувшему в «Горячих головах». Во-вторых, фильм является смешным вариантом «Смертельного оружия», картины, которая и сама-то не особенно отличается серьезностью, а здесь градус юмора повышен многократно. Наконец, роль сержанта Люгера мы считаем одной из самых недооцененных работ Сэмюэля Л. Джексона. Сейчас сомнений в комедийном таланте Джексона нет, кажется, ни у кого, но настоящие фанаты разглядели будущего суперзлодея из Kingsman еще двадцать лет назад!

Кадр из фильма "Остин Пауэрс: Человек-загадка международного масштаба"

Во второй половине 90-х на мировой пародийной сцене вспыхнула еще одна звезда международного масштаба. Речь идет о канадце Майке Майерсе (не путать с киноманьяком Майклом Майерсом), которого пытливые зрители знали еще со времен «Мира Уэйна», для широкой же публики его имя прочно ассоциируется с супершпионом Остином Пауэрсом. Пауэрса придумал сам Майерс, он же воплотил образ в реальность в рамках пародийной комедии «Остин Пауэрс: Человек-загадка международного масштаба». Картина стала воплощением ностальгии по первым, наивным, на взгляд современного зрителя, фильмам бондианы и другим лентам приключенческо-шпионского жанра. Лента с участием прекрасной Элизабет Херли и элегантного Майкла Йорка получилась смешной и душевной и заслуженно продолжилась двумя сиквелами, куда звезды кино выстраивались в очередь, чтобы хотя бы на минутку попасть в кадр.

Кадр из фильма "Очень страшное кино"

Новое столетие потребовало нового подхода к пародии, и законодателями мод в жанре на некоторое время стали братья Уайанс с их франшизой «Очень страшное кино». Первая лента, ставшая пародией на вышедший годом ранее «Крик», впитала в себя все мало-мальски известные жанровые клише хорроров и слэшеров, превратив фильм ужасов в гомерически смешное приключение подростков в доме с привидениями. Почти 300-миллионные сборы копеечной, по сути, комедии перевернули индустрию, запустив цепочку из ежегодных кинокапустников, отпочковавшихся от «Очень страшного кино», конца-края которым не видно. Что касается самого «Страшного кино», то после не самого яркого сиквела Уайансы передали бразды правления сериалом Дэвиду Цукеру, который продолжает забавляться с пародиями до сих пор. Не так, впрочем, успешно, как в прошлом веке.

Кадр из фильма "Зомби по имени Шон"

Не могли мы обойти стороной и британский вклад в жанр, тем более что в нем встречаются настоящие жемчужины, подобные черной комедии Эдгара Райта «Зомби по имени Шон». Отъявленный киноман Райт все свои усилия пустил на то, чтобы обсмеять штампы и приемы, введенные в жанр хоррора великим Джорджем Ромеро. Судьба, в свою очередь, тонко подшутила над самим Райтом – релиз «Шона» пришлось сдвинуть на несколько недель из-за выхода в прокат нового ромеровского ужастика. У Вселенной все-таки есть чувство юмора… Что касается «Зомби», то лента стала любимым зрелищем для миллионов поклонников комедии по всему миру. Феноменальный дуэт Саймона Пегга и Ника Фроста затмил многих предшественников, а второй актерский план сделал путешествие в постапокалиптический мир увлекательным и необыкновенно смешным.

Кадр из фильма "Самый лучший фильм"

За упоминание в подобном топе камедиклабовских «Самых лучших фильмов» можно вполне заслуженно отхватить тапком по щам, но обойти своим вниманием фактически единственную жанровую попытку пародии на российском рынке мы не можем. Советский Союз своих зрителей тоже не особо баловал пародиями, сатира была куда более распространена. За высмеивание каких-то жанровых штампов тогда взялась мультипликация, все мы помним и «Приключения капитана Врунгеля», и «Ограбление по-…», и «Пса в сапогах». В российском кино смелость пародировать первые достойные ростки кинематографа на себя взяли Гарик Харламов и его команда. В «Самом лучшем фильме» от души досталось «Ночному дозору», «Бою с тенью», «Бригаде» и десятку других отечественных фильмов и сериалов. Вот только качество пародии оставляло желать лучшего. Как говорят в таких случаях в Интернете, «ты хотя бы пытался…».

Кадр из фильма "Вампирский засос"

В появившемся сонме многочисленных пародий последнего времени выбрать что-то достойное стало очень сложно, зачастую все эти «эпические блокбастеры», «супергеройские кино» и прочие «очень голодные игры» не выдерживают никакого сравнения с классикой жанра. Из подобных лент недавнего прошлого мы выбрали для обязательного ознакомления «Вампирский засос», пародирующий «Сумерки». Объяснять наш выбор, полагаем, не нужно – сумеречная сага давно напрашивалась на высмеивание, хотя вряд ли можно посмеяться над историей Беллы и Эдварда лучше, чем это сделали авторы оригинальной франшизы. «Сумерки», впрочем, не единственная причина. Посмотрев «Засос», вы можете сделать вполне однозначный вывод о своем отношении к его создателям Джейсону Фридбергу и Аарону Зельцеру. А ведь именно они являются создателями грядущего «Суперфорсажа!», и в нем вряд ли что-то изменилось по сравнению с ранними работами тандема. Смотрите, смейтесь и делайте выводы.

 

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?