Что посмотреть
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

«Сандэнс»-2022: Рецензия на фильм «Клон» с Карен Гиллан в главных ролях (сразу двух)

Режиссер абсурдистского «Искусства самообороны» возвращается с третьим полным метром: на этот раз без Мэри Элизабет Уинстэд или Джесси Айзенберга, зато со звездами Marvel и «Во все тяжкие».

Добавить в закладки

В один прекрасный день внешне абсолютно здоровую Сару (Карен Гиллан) начинает рвать кровью. Пока врачи не решаются сообщить диагноз, ее парень, Петер (Бела Коале), берет все в свои руки: находясь в поездке, по видеосвязи он говорит Саре, что та умирает. Номер любимого был указан в числе доверенных в больничной анкете, и потому врачи сообщили об этом ему, а не самой Саре.

Когда девушка узнает, что жить ей осталось несколько месяцев, то принимает решение провести процедуру «замещения» — создать клона, который заменит Сару и в семье, и на работе. Процесс занимает всего ничего — меньше суток, оставшееся время будет потрачено на обучение клона всем привычкам оригинала.

Карен Гиллан на кадре из фильма «Двойная»

Карен Гиллан на кадре из фильма «Клон»

Относительная известность пришла к постановщику Райли Стернсу с «Искусством самообороны», абсурдистской черной комедией, обманывающей ожидания зрителя примерно каждые 10 минут. Не то чтобы с новой картиной Стернс потерял юмор: его смех, как ни парадоксально, слышится как раз в излишней серьезности. В том, как при прочих равных с ножом набрасываются на вооруженного арбалетом, в том, как вновь на поверхность всплывает самооборона, но на этот раз без сектантских подтекстов. Кстати, по мысли тренера Сары, чтобы научиться убивать, надо обязательно посмотреть пару запредельно кровавых хорроров, без этого никак.

Такое сочетание общей холодности со специфичным юмором ставит Стернса на одну ступень одновременно и с «хулиганами» вроде Джоэля ПотрикусаРелаксер»), и с, к примеру, Риком АлверсономГора»), автором до монотонности серьезным и именно из-за этого иногда скатывающимся в ту же комедию. Только Стернс никуда не катится, он осмысленно идет к повышению градуса абсурда: да, в прекрасном мире будущего, где можно запросто себя клонировать, некоторые проблемы решаются исключительно дуэлями, смертельными схватками. А врачи не сообщают тебе диагноз напрямую, зачем-то вводя посредника, пусть и из числа самых близких.

Карен Гиллан на съемках фильма «Двойная»

Карен Гиллан на съемках фильма «Клон»

Где-то в этой же плоскости расположилась и визуальная составляющая — тот же холод в пейзажах, тот же абсурд маленьких девочек-близняшек на детской площадке, пересказывающих Саре всю свою пока еще не очень долгую жизнь. Примечательно, что снимался фильм в Финляндии, в Тампере, благодаря чему кажется, что весь мир будущего спроектировал Алвар Аалто, причем в одиночку. Логично, что североевропейский стиль здесь прослеживается во всем — в архитектуре, в интерьере, в природе, само собой, и что самое интересное — даже в эмоциях героев: примечание «характер нордический» можно оставить напротив каждого из персонажей.

Но это лишь заметки на полях, а в центре снова противостояние противоположностей: оно было и в дебютных «Изъянах» Стернса, и в «Искусстве самообороны», и теперь, в «Клоне», наконец-то доходит до кристальной чистоты: сражаются клоны, оригинал с копией. Внешне идентичные друг другу, внутренне едва ли способные ужиться на одной планете. Проблема будет решена, останется только один. Режиссер и сам большой поклонник боевых искусств, у него есть коричневый (последний перед черным) пояс по джиу-джитсу: ничьих не бывает, кто-то обязательно выигрывает, а кто-то проигрывает. Другое дело, что мы как зрители можем об этом и не узнать.

Райли Стернс снова сделал то, что умеет лучше всего: с уже традиционным юмором рассказал историю о битве до последнего вздоха. Сначала в жизни, а затем и на спортивной площадке. Впрочем, все понимают, что иногда залог победы в том, чтобы не доводить все до финальной стадии.

Текст: Владимир Бурдыгин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?