
Приквел ко всей серии возвращается к корням — причем иногда слишком буквально.
Hangar 13 уже в третий раз отправляет игроков в самую гущу организованной преступности: студия стартовала с Mafia III, которую приняли неоднозначно, следом взялась за ремейк оригинальной Mafia и в 2025-м вернулась с приквелом всей серии — Mafia: The Old Country. Пока действие предыдущих игр серии разворачивалось в Америке, новинка предложила познакомиться с самым началом — Сицилией, где и родилась итальянская мафия. Какой вышла третья попытка студии, разберемся ниже.
Энцо Фавара рос как карузу (мальчик, носящий добытую серу в шахтах) и не особо надеялся на хорошую жизнь. За годы работы с того момента, как отец, по сути, продал его в рабство, он с другом Гаэтано смог скопить некоторую сумму, на которую юноши собирались купить билеты в Америку. Увы, не сложилось: в последний момент их отправили на поиски задержавшихся работников. Причиной опоздания оказалась утечка газа, приведшая к смерти Гаэтано. Энцо же попытался отомстить за друга начальнику Дамиано Бастони, но смог лишь ранить того в дуэли на ножах и был вынужден бежать. Волей случая Энцо оказался на землях дона Бернардо Торриси, который как раз находился в сложных отношениях с владельцем шахты доном Руггеро Бастони. Счастливый случай стал началом новой жизни для Фавары: сложной, жестокой и явно без счастливого конца. С преступностью иначе не бывает.
Серия Mafia довольно неконсистентна. Она кочевала из рук в руки и периодически меняла форму, преимущественно сохраняя содержание: в центре внимания был и остается криминал с итальянскими корнями, а для эффекта новизны разработчики в основном жонглируют временными периодами. Первая часть отправляла геймеров в 1930-е, вторая разворачивается преимущественно в 1940-х, а третья сосредотачивалась на конкретно 1968 годе. Все игры при этом были связаны: персонажи разных частей нередко встречались друг с другом, что создавало ощущение целостности мира, при том что локации отличались. Логично, что новинка продолжила тренд и вместо изобретения велосипеда отправила геймеров в самое начало — на Сицилию, откуда в Америку и перекочевала мафия.
Путь Энцо мало отличается от такового у других героев франшизы: он начинает с низов и постепенно поднимается по карьерной лестнице, чаще всего прокладывая путь телами врагов дона Торриси. В отличие от триквела, с которого начала Hangar 13, новинка, по сути, линейна: за пределами сюжетных миссий делать практически нечего. Это в духе серии: та же первая Mafia хоть и предлагала для знакомства целый город, особо не заморачивалась с его наполнением. Разработчики The Old Country честно говорили, что на открытый мир рассчитывать не стоит: формально он присутствует, но нужен исключительно для того, чтобы осуществлять действия в рамках сюжета. Занятий вне истории почти не предусмотрено — если не считать сбор коллекционных предметов и возможность посещения пары магазинов, в которые все равно отправят по сюжету. Ожидающих «итальянскую GTA» это может расстроить, но, справедливости ради, игра таковой и не заявлена, что стоит держать в голове.
Геймплейно The Old Country держится привычных рамок и во многом похожа на ремейк 2020 года. Игрокам приходится передвигаться из одной точки в другую, на месте решать определенные задачи и следить за развитием истории на протяжении 14 глав. Сами задания по большей части предлагают бои различной степени интенсивности: нередко Энцо приходится сталкиваться с десятками противников в интенсивных перестрелках, но назвать их такими уж увлекательными не выходит: формула «отсиживайся за укрытиями и стреляй в наступающих супостатов» не выглядела свежей и пять лет назад, а сегодня чувствуется не столько проверенной классикой, сколько архаизмом. Спасает разве что попытка воспроизвести постепенно растущие навыки Энцо: в начале игры он довольно долго целится и регулярно мажет из почти любого оружия, чего разработчики добивались с помощью раскачки прицела. К финалу рука героя куда увереннее, и стрелять становится в разы проще.
Серьезным нововведением можно считать дуэли на ножах, типичные для мафии того времени. Это отдельный слой геймплея со своими особенностями и правилами: Энцо может наносить несколько различных ударов, уворачиваться и парировать атаки врага, что сплетается в своеобразный кровавый танец. К тому же игрок волен выбирать, с каким ножом герой пойдет в бой: в магазине можно купить более десятка различных клинков трех типов — стилеты, сканатури и расолу, причем у каждого есть свои особенности. Например, стилеты куда прочнее и дольше не тупятся, а сканатури можно метать во врагов вне дуэлей. Нельзя сказать, что выбор как-то радикально влияет на ощущения от игры, но все же добавляет определенную изюминку — особенно для тех, кто любит кастомизацию.
Еще одно новшество — добавление лошадей. Сицилия в The Old Country по большей части представлена дикой местностью, а автомобили в то время были еще не так широко распространены, так что нередко выбор скакуна кажется куда более практичным. Управление конем отличается от авто, но чем-то прорывным подобное все равно не назвать.
Впрочем, The Old Country в целом ощущается как игра, словно пришедшая из прошлого, причем это отнюдь не комплимент. Геймплейные приемы, использованные здесь, по большей части отошли в прошлое не просто так. Вторит этому и история, которая кажется до боли вторичной: Энцо, преследуемый гангстерами из враждебной группировки, попадает в новую семью, в точности как Томми Анджело в первой Mafia. Он тоже стоит перед выбором между семьей и «семьей», любовью всей жизни и преданностью дону. Даже гонка на месте — вернее, две: уже привычная на авто и более экзотическая на лошадях. Разумеется, финал истории тоже не счастливый — пусть обстоятельства и отличаются от тех, что игроки уже видели. Даже если оставить за скобками то, что история во многом повторяется, она попросту очень предсказуема. Почти все сюжетные повороты видны буквально за пару начальных часов: не угадать, что именно станет причиной падения Энцо, попросту невозможно, как и твист с «предательством». Последнее удивляет особенно: Mafia III досталось преимущественно за геймплейные недостатки, в то время как сюжет называли едва ли не лучшим в серии.
Назвать The Old Country неинтересной при этом будет несправедливо: да, у нее большие проблемы с сюжетом, но подан он достаточно увлекательно благодаря удачно написанным диалогам и общей подаче. «Мертвый» открытый мир компенсируется проработкой всего, что связано с историей: в рамках сюжета наполнение удивляет детализацией и многочисленными опциональными диалогами между второстепенными и даже фоновыми персонажами. В The Old Country довольно увлекательно находиться — и тем обиднее, что играется она скорее посредственно и не сильно развлекает историей. Свою долю веселья получить можно, но перекроет ли она разочарование — вопрос, на который придется отвечать каждому самостоятельно.