Наверх
Фильмы 2018 Великий уравнитель 2 Хищник Проклятие монахини Агент Джонни Инглиш 3.0 Непрощенный Профессионал Тайна дома с часами Человек, который убил Дон Кихота Поиск

Рецензия на мультфильм «Укрась прощальное утро цветами обещания»

Уникальный японский мультфильм, в котором психологическая семейная драма разворачивается в средневековом фэнтези-мире.

8
оценка

Пятнадцатилетняя сирота Макия живет среди своих соплеменников-йольфов. Это последний оставшийся волшебный народ. Йольфы живут сотни лет и при этом внешне не меняются, так что даже их старейшины выглядят как юноши и девушки. Йольфы сторонятся людей и держатся обособленно, посвящая себя сохранению памяти о прошлом. Когда соседнее королевство захватывает край йольфов, Макия остается одна. Блуждая по лесу, она набредает на разграбленный кочевой табор и находит среди трупов живого младенца. У девушки не было матери, и она мало знает о материнстве, но бросить ребенка Макия не решается. Она дает малышу имя Эриал и растит его как своего сына, пользуясь помощью добрых селян. Проходят годы, Эриал вырастает, и он догадывается, что Макия не может быть его настоящей матерью. Так между ними начинается душевный раскол.

Кадр из мультфильма «Укрась прощальное утро цветами обещания»

Кадр из мультфильма «Укрась прощальное утро цветами обещания»

Начав работать в японской анимации в конце 1990-х, Мари Окада к настоящему времени стала, пожалуй, самой известной аниме-сценаристкой. Она исключительно плодовита, и каждый год выходит несколько проектов, преимущественно телесериалов, к которым Окада приложила руку. Правда, в основном это чужие замыслы, и сценаристка выступает как их литературный оформитель или экранизатор. Очевидно, ей поднадоело работать как передаточное звено между авторами комиксов, продюсерами и режиссерами, и в этом году Окада дебютировала как постановщик с оригинальным аниме-фильмом «Укрась прощальное утро цветами обещания». Как она сама говорит, это «первое 100-процентное аниме от Окады».

Кадр из мультфильма «Укрась прощальное утро цветами обещания»

Кадр из мультфильма «Укрась прощальное утро цветами обещания»

Персонажей мультфильма создал иллюстратор и дизайнер Акихико Ёсида, известный по работе над поздними видеоиграми цикла Final Fantasy

Аттестовав «Укрась…» как «оригинальный фильм», мы имели в виду не только то, что он придуман Окадой и не основан на популярном комиксе или ранее вышедшем аниме. Картина выстроена как уникальное сочетание жанров – глубоко интимная семейная драма в контексте эпического фэнтези. Герои «Укрась…» живут в мире, где есть драконы, мечи, магия, замки и дворцовые интриги, но все это затрагивает их не прямо, а по касательной – как рядовых людей, а не как «избранных» спасителей мира. Никто из персонажей фильма не отправляется в грандиозный квест, а их страну не атакует Древнее Зло, которое во что бы то ни стало нужно остановить.

Кадр из мультфильма «Укрась прощальное утро цветами обещания»

Кадр из мультфильма «Укрась прощальное утро цветами обещания»

Это дебютная самостоятельная полнометражная картина аниме-студии P.A.Works. В основном студия работает над телесериалами

Даже в тех героях, кто близок к придворной жизни, нет ни капли мессианства. Скромная же Макия просто пытается выжить как мать-одиночка и вырастить приемного сына, который приносит ей много радости и много боли. Сперва она трудится ткачихой, затем устраивается разносчицей в трактире – обычные занятия рядовой женщины что в вымышленном, что в реальном мире.

Кадр из мультфильма «Укрась прощальное утро цветами обещания»

Кадр из мультфильма «Укрась прощальное утро цветами обещания»

Итак, идя в кино, не надейтесь на японскую «Игру престолов». Хотя, повторимся, в фильме есть и королевский двор, и драконы, и хоть и короткие, но масштабные боевые сцены в кульминации. Однако все это в «Укрась…» – лишь эффектный антураж и «остранение» семейной истории, которая вполне могла быть воплощена как реалистичная игровая мелодрама. Но, конечно, тогда бы лента смотрелась куда банальнее и не выбивалась из жанрового ряда.

Кроме того, наличие в вымышленном мире волшебных существ позволило Окаде подчеркнуть биологическую чуждость Макии и Эриала, которую нелегко преодолеть даже материнской и сыновней любви. Трудно быть сыном, когда твоя мать выглядит как твоя младшая сестра, и трудно быть матерью, когда знаешь, что переживешь своего сына и внуков его внуков.

Кадр из мультфильма «Укрась прощальное утро цветами обещания»

Кадр из мультфильма «Укрась прощальное утро цветами обещания»

Создатели аниме обычно ориентируются на детей, подростков и молодых людей и потому почти не показывают мир глазами родителей. Напротив, «Укрась…» – это в первую очередь аниме о материнских волнениях и заботах. Эриал хоть и играет ключевую роль в сюжете, но все же оказывается вспомогательным персонажем. Лента Окады – гимн всем тем невоспетым и незаметным женщинам, которые в одиночку растят детей и отдают себя им без остатка. Нет, Макия не предстает совершенно безупречной, и сама она себя ни в коем случае таковой не считает. В подростковом бунте Эриала есть своя правота. Но многие люди хотели бы, чтобы у них была такая преданная и любящая мать, как Макия. И среди этих людей есть создательница ленты.

Кадр из мультфильма «Укрась прощальное утро цветами обещания»

Кадр из мультфильма «Укрась прощальное утро цветами обещания»

Окада не так давно опубликовала автобиографию, и ее поклонники узнали, что у сценаристки было очень тяжелое детство. У Мари не сложились отношения с ее матерью-одиночкой. Только представьте – та однажды в пылу ссоры напала на дочь-школьницу с кухонным ножом! Девочка не пострадала лишь потому, что уже была достаточно рослой и крепкой, чтобы отнять оружие у своей хрупкой мамаши. «Укрась…» сочинена под впечатлением от тех страшных событий, но не как попытка выговориться, а как попытка разобраться и отобразить в кадре, что значит быть хорошей матерью и как трудно порой нести этот крест. Впрочем, Окада также признает, что быть сыном такой матери не всегда легко. Тем более приемным сыном.

Понятно, картина на столь душевную тему получилась эмоциональной и без стеснения сентиментальной. Герои не раз плачут, и зрителям решать, как к этому относиться – чувствовать неловкость или плакать вместе с персонажами. Чем ближе вам затронутые в фильме темы, тем вероятнее, что вам понадобится платочек.

Сентиментальность для мелодрамы – это плюс. Равно как и сложная, отнюдь не «мультяшная» психология главных героев и красивая рисованная картинка, пусть и не столь живописная, как в лучших кинематографических аниме (прежде всего в лентах Хаяо Миядзаки). К недостаткам фильма можно отнести размеренное, почти медитативное действие, сближающее «Укрась…» с «кино не для всех», где тоже часто не любят драйв. Видно, что Окада – мастер продолжительных телевизионных повествований и что сжатый спринтерский стиль для нее непривычен. Впрочем, есть своя художественная логика в том, что история, охватывающая несколько десятилетий жизни героев, не несется вскачь, а движется с обстоятельностью старомодного романа и занимает два экранных часа.

С 19 апреля в кино.

Комментарии  90