Наверх
Фильмы 2018 Гоголь. Страшная месть Мамма Миа 2 Кристофер Робин Мег: Монстр глубины 22 мили Отель «Артемида» Шпион, который меня кинул Альфа Между рядами

Рецензия на фильм «Уцелевший»

Новая картина Питера Берга не слишком далеко уходит от привычного американского патриотического кино, но некоторыми ходами и приемами сможет приятно порадовать поклонников жанра

7
оценка

На базу американских войск в Афганистане поступают разведданные об обнаружении особо опасного командира талибов. С целью уничтожения врага в тыл направлен отряд из четырех морских пехотинцев. В момент выхода к месту предполагаемого боя обнаруживается, что вместо десятка боевиков Шаха охраняет набольшая армия, но огневого контакта уже не избежать. Четверка американцев без связи и поддержки с воздуха дает бой, пережить который суждено не всем.

Кадр из фильма «Уцелевший»

Кадр из фильма «Уцелевший»

Первые кадры новой картины Питера Берга, режиссера «Хэнкока» и «Морского боя», демонстрирующие тренировку американских морских пехотинцев, работу инструкторов на фоне пафосных речей и неизменного звездно-полосатого стяга на заднем плане, могут сыграть злую шутку со зрителем. Возникает впечатление, что перед нами очередная патриотическая агитка, переполненная возвышенными речами о долге, Родине и добре с кулаками. Но не спешите уходить из кинозала – «Уцелевший», хоть и исполняет прилежно обязательную программу военно-патриотического кинематографа, в первую очередь интересен, как ни странно, историей провала операции «Красные крылья».

Кадр из фильма «Уцелевший»

Кадр из фильма «Уцелевший»

Настоящий «уцелевший» Маркус Латтрел снялся в картине в эпизодической роли в одной из открывающих сцен фильма. Именно он приказывает новобранцу убрать со стола пролитый кофе

Фильм основан на реальных событиях, более того, весь сюжет воссоздан со слов того самого «единственного выжившего» (дословный перевод оригинального названия картины Lone Survivor). Не будет спойлером тот факт, что тем самым «уцелевшим» оказывается Маркус Латтрел, собственно, это не скрывает и Берг, демонстрируя спасенного израненного бойца в самом начале картины. Прошедший настоящую мясорубку в 2005 году Латтрел не просто выжил, он сохранил память о своих погибших товарищах, сохранил и увековечил сначала в своей книге воспоминаний, а затем и выступив консультантом картины Питера Берга. Будем откровенны, сценарист и режиссер Берг пошел на определенные «художественные правки», однако в целом канву противостояния морских котиков и отряда талибов выдержал в направлении, близком к реальному, хоть ему и понадобились для этого долгие пять лет, прошедшие от задумки до реализации.

Кадр из фильма «Уцелевший»

Кадр из фильма «Уцелевший»

В целях экономии бюджета картины Питер Берг взялся за съемки, установив себе минимальный позволенный профсоюзом оклад. Его примеру последовали Марк Уолберг и Тейлор Китч

Но вернемся к патриотизму. Военно-патриотическое кино в Америке работает исправно уже многие годы – оно стабильно приносит деньги, оно успешно рекламирует службу в вооруженных силах, наконец, оно безупречно действует на и без того патриотично настроенных американцев. В чем же отличие «Уцелевшего» от остальных картин жанра? Пожалуй, лишь в не совсем обычном подходе к героям. В отличие от многих других подобных лент (и своего «Морского боя», кстати), Берг пропускает этап знакомства зрителя с героями. До начала боя мы не знаем о бойцах практически ничего, кроме одной из деталей жизни персонажа Тейлора Китча, ключевые персонажи предстают «белыми листами». Что это, недоразумение, недостаток мастерства авторов или намеренный ход? Выбирайте сами, что вам ближе – переживать за отца, мужа или сына с известной эмоциональной подложкой или прямо во время боя формировать свое собственное представление о характерах героев. За время сражения, в кульминационной сцене решения, раскрыть себя или пожертвовать ради операции мирными жителями, у вас будет масса возможностей оценить действия каждого, сравнить с собственным мировоззрением, дать свою оценку происходящему. Небесспорное, но интересное решение автора, дающее возможность не отстраненно наблюдать за действиями предсказуемого набора штампованных характеров, а принять собственный «бой» на неизведанной территории.

Кадр из фильма «Уцелевший»

Кадр из фильма «Уцелевший»

Картина, конечно, далека от глубоких философских лент о природе войны, закалке и ломке характеров в условиях риска жизнью или противостоянии насилия и пацифизма. Прежде всего, «Уцелевший» – это жесткий драйвовый боевик, содержащий захватывающую сцену боя, которая растягивается едва не на половину картины в лучших традициях «Черного ястреба». Есть в нем и перехватывающие дыхание сцены, есть и моменты, в которых кажется, что свой собственный стук сердца вот-вот выдаст местоположение замаскированных бойцов, присутствуют красочные вертолетные атаки и падения (куда же в современном кино без взорвавшегося вертолета?). Впрочем, это нисколько не удивит поклонников творчества Питера Берга, с экшеном у него всегда был полный порядок.

Однако, при всем обилии экшен-сцен, «Уцелевший» берет уязвимостью. Солдаты Берга – не бессмертные киборги, какими часто показывают героев боевиков. Нет, они ошибаются, они принимают неверные критические решения, они получают тяжелые раны и увечья, они гибнут, в конце концов. Гибнут, но при этом передают зрителям свою жажду жизни, жажду уцелеть, жажду добраться до дома, закончить незавершенный рисунок, купить невесте скакуна или стать героем художественного фильма, на которого станут равняться.

В кино с 20 февраля.

Комментарии  136

Читайте также

показать еще


Главное

 

Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть