Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Обзоры

Школа — это маленькая смерть: как «Донни Дарко» стал культовым фильмом о взрослении

20 июля на отечественных экранах вышла режиссерская версия «Донни Дарко» Ричарда Келли. В свое время фильм о меланхоличном подростке и парне в костюме кролика с грохотом провалился в мировом прокате. После выхода на VOD «Донни Дарко» назло судьбе обрел статус культового — интригующая завязка, загадочные метафоры и неожиданный финал продолжают будоражить умы зрителей до сих пор. Рассказываем, почему спустя 20 лет «Донни Дарко» остается универсальным подростковым кино, которое, несмотря на фантастический сюжет, строит максимально актуальный диалог со зрителем.

Добавить в закладки
Школа — это маленькая смерть: как «Донни Дарко» стал культовым фильмом о взрослении

Все живое умирает в одиночестве

Путь от детства к пубертату, юношеству и, наконец, взрослой жизни всегда сопровождается маленькими и большими кризисами, проживание которых непременно ведет к чувству тотального одиночества. «Донни Дарко» несет в себе квинтэссенцию потерянности, отрешенности от окружающего мира. В школьные годы жизнь все чаще напоминает поле битвы, на котором вчерашний ребенок, юный и непоследовательный в решениях, терпит чудовищные эмоциональные потери. Единственный выход из такого кризиса — побег в успокоительный эскапизм, где сбываются самые сокровенные фантазии, а ты — главный герой своего маленького инди-фильма. Ричард Келли прослеживает сложный цикл подросткового бунта на примере не только персонажа Джейка Джилленхола, но и его школьных приятелей и даже сестры (Мэгги Джилленхол). Апокалиптическая составляющая сюжета во многом схожа с тезисами фильмов Грегга АракиКабум», «Поколение игры Doom»), где конец света представлен своего рода метафорой взросления, болезненного выхода из пузыря безопасности, который то и дело лопается под натиском неотвратимой реальности.

Джейк Джиленхолл в роли Донни на кадре из фильма «Донни Дарко»

Джейк Джиленхолл в роли Донни на кадре из фильма «Донни Дарко»

Зачем ты носишь этот идиотский костюм человека?

«Донни Дарко» отлично работает с концепцией нигилизма. Каждый подросток, так или иначе, входит в образ сэлинджеровского Холдена Колфилда, отвергая, обесценивая и обличая слишком условные ценности взрослого мира. Большинство авторитетных персонажей «Донни Дарко» — будь то учителя, родители, допустим, Джим Каннингем в исполнении Патрика Суэйзи — выполняют роль условных антагонистов. Они выбрали «легкий путь» расслоения в реальности, утрату собственного «я» и базовое, двоичное понимание мира, в котором каждое действие может быть мотивировано лишь страхом или любовью. Живя в парадигме столь радикальных категорий, взрослые герои «Донни Дарко», как правило, смотрят на все вокруг по направлению снизу вверх и сверху вниз, отказывая себе в праве отождествления личности с реальностью, которую сами же и конструируют.

Проходящие грань между детством и взрослостью подростки «Донни Дарко» способны видеть серую зону между заданными бинарностями. Все еще находясь в эмоциональной утробе, они постепенно познают сложный механизм жизни, усваивают моральные обязательства, к которым готовит школа. Сюрреалистичное путешествие героя Джейка Джилленхола апеллирует к вполне реальным трудностям и проблемам, с которыми сталкивается в том числе и современная молодежь. Цикличные блуждания по лабиринтам собственной души Донни как минимум помогают зрителю найти точки для самоидентификации, понять, что не один он бежит от удушающего комфорта мироздания, находится в вечных поисках смысла, ускользающего в самый последний момент.

Джейк Джиленхолл в роли Донни на кадре из фильма «Донни Дарко»

Джейк Джиленхолл в роли Донни на кадре из фильма «Донни Дарко»

Разрушение — это акт творения

В своем главном фильме Ричард Келли деконструирует множество стереотипов подросткового кино. В обычной практике кинематографисты изображают старшеклассников вечно пьяными, бунтующими и не способными к осмысленному восприятию ответственности за собственные слова и поступки. Образ подростка на большом экране, как правило, гиперболизируют и утрируют в угоду более зрелого восприятия. В «Донни Дарко» подросток также противопоставляется взрослым, но тон повествования у фильма совершенно иной. Келли осознанно вскрывает фасад хваленой американской мечты и демонстрирует ее темную сторону — с помощью трансцендентального кризиса главного героя. В этом плане режиссерская версия «Донни Дарко» работает с целевой аудиторией куда лучше кинотеатральной. В частности, в режиссерской версии можно увидеть страницы книги «Философия путешествий во времени», которая помогает зрителю ухватить основную сюжетную линию фильма и осознать двойственность научно-фантастического контекста.

Джейк Джиленхолл в роли Донни на кадре из фильма «Донни Дарко»

Джейк Джиленхолл в роли Донни на кадре из фильма «Донни Дарко»

«Донни Дарко» не только смотрит на мир глазами подростка, он фактически забирается в голову подростка, детально объясняя аудитории, как формируется мыслительный процесс. В фильме наивно-детское понимание жизни постепенно сменяется прозорливым любопытством пубертата и в конце концов оборачивается окончательной утратой прежних ценностей: моральный авторитет родителей уходит на второй план, на его месте формируется то, что принято называть личностью.

Несмотря на всю кажущуюся мрачность картинки, «Донни Дарко» благословляет подростков на лучшее будущее. Обращаясь к самой уязвимой части сознания зрителя, той, где живут главные кошмары и тревоги, Ричард Келли напоминает, что кризис не может длиться вечно, мнимая безоружность перед превратностями будущего рано или поздно растает в пустоте. Каждый человек, взявший на себя ответственность за спасение собственной вселенной, является супергероем. Взросление — это умение выбирать приоритеты и идти на вынужденные жертвы даже тогда, когда на кону стоит эго. Трансформация пубертата — лишь маленькое звено в цепочке бесконечных смертей и возрождений, которые переживает человеческая психика. Оказавшись лицом к лицу с белым кроликом, каждый из нас отправляется в страну чудес, чтобы рано или поздно вернуться назад абсолютно новым человеком. 

Смотрите «Донни Дарко» в прокате с 20 июля.

Кадр из фильма «Донни Дарко»

Кадр из фильма «Донни Дарко»
Текст: Оля Смолина
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?