Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Рецензия на фильм «Точка невозврата»

Едва компетентный, но населенный харизматичными актерами шпионский триллер о вызволении захваченного террористами агента ЦРУ

Добавить в закладки

В 1972 году преуспевающий американский дипломат Мейсон Скайлз (Джон Хэмм) теряет жену и приемного сына-араба, когда на его дом в Бейруте нападают палестинские террористы. Трагедия выбивает мужчину из колеи и превращает его в алкоголика. Десять лет спустя спецслужбы возвращают Мейсона в Бейрут для переговоров с палестинцами, которые похитили полевого агента ЦРУ, бывшего друга Скайлза. Террористы хотят обменять американца на своего главаря, который исчез на границе Ливана и Израиля. Палестинцы полагают, что их вожака захватили израильтяне, но те отрицают, что поймали одного из своих злейших врагов.

Кадр из фильма «Точка невозврата»

В Ливане многие обиделись на то, что «Точка невозврата» снималась в Марокко и что в фильме нет ни единого ливанского актера

В 1984 году организация «Хезболла» похитила резидента ЦРУ в Бейруте Уильяма Бакли. Шпион пренебрег мерами безопасности и жестоко поплатился. Ливанцы выпытали у него всю секретную информацию – прежде всего о местной агентурной сети, которая была немедленно уничтожена. Вернуть или обменять Бакли американцы не смогли, и 15 месяцев спустя шпион скончался от сердечного приступа, который, очевидно, был спровоцирован садистскими издевательствами. Это один из крупнейших признанных провалов управления за всю его историю.

Кадр из фильма «Точка невозврата»

Тони Гилрой задумал «Точку невозврата» в начале 1990-х, когда работал над спортивной лентой «Золотой лед» и дружил с одним из ее продюсеров, который прежде служил в ЦРУ

В будущем году этой трагедии исполнится 35 лет. Как Голливуд подготовился к траурной дате? С впечатляющим цинизмом. Сценарист эпопеи о Борне Тони Гилрой сочинил историко-шпионский триллер о похищении цэрэушника в Бейруте, который заканчивается куда позитивнее, чем реальная история. Возможно, Бакли бы понравилось, что кинематографисты превратили его фиаско в историю об американской победе. Но подходящий ли это способ напомнить о гибели человека, который, как ни крути, умер за родину?

Кадр из фильма «Точка невозврата»

Впрочем, пусть за моральный облик голливудцев переживают в Америке. Для нас в России «Точка невозврата» – обычное шпионское кино в старомодном стиле. В отличие от Джеймса Бонда или того же Борна, персонаж Джона Хэмма – не мастер боевых искусств и не стрелок-снайпер. Главное оружие Мейсона Скайлза – бойкий ум и хорошо подвешенный язык. Героя возвращают в строй для проведения переговоров, и именно этим мужчина занимается, пытаясь разобраться в сплетении интересов американских спецслужб, палестинских террористов и израильских шпионов. Соответственно, экшена в «Точке невозврата» почти нет, и картина держится не на схватках и перестрелках, а на интригующем повествовании. В котором, как и положено по законам жанра, Мейсон никому не может до конца доверять.

Кадр из фильма «Точка невозврата»

В старомодности «Точки» есть привлекательная свежесть. Сколько можно смотреть на шпионов, которые решают все проблемы руками и ногами? Однако для разговорного триллера лента Тони Гилроя и режиссера «Машиниста» Брэда Андерсона недостаточно захватывающая и хитроумная. В ней маловато интересных поворотов и слишком много тривиальных штампов. Также в действии есть откровенно бредовые моменты (скажем, эпизод, в котором террористы устраивают взрыв, чтобы поговорить с Мейсоном без свидетелей), а в зачине фильма Гилрой и Андерсон вешают огромное «чеховское ружье», которое в итоге не стреляет. Зачем было вводить эмоциональную связь между лидером террористов и главным героем, если эта связь фактически ни на что не влияет и оказывается сюжетной пустышкой?

Кадр из фильма «Точка невозврата»

Основанный на исторических событиях фильм можно было использовать как площадку для размышлений о том, что творится на Ближнем Востоке. Однако политический «посыл» ленты исключительно примитивен. Он сводится к тому, что на Востоке все на ножах и что террористы – это такое зло, что в сравнении с ним далеко не идеальные и по-своему преступные американцы кажутся паиньками.

В общем, фильм балансирует на грани компетентности, и «тройку» ему можно натянуть лишь за харизму ведущих актеров и за разительный, заставляющий задуматься контраст между цветущим Бейрутом начала 1970-х и полуразрушенным городом 1980-х. «Точка невозврата» очень убедительно показывает, что бывает, когда политикам не удается удержать страну от религиозной поляризации и военного противостояния. А еще это наглядный пример того, почему не стоит пускать в страну толпы агрессивных беженцев, пусть даже близких по крови и языку. К сожалению, люди, которые бегут от войны, порой приводят ее с собой.

С 19 апреля в кино.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?