Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Скала не нужен!

Новый голливудский блокбастер «Разлом Сан-Андреас» уже можно назвать успехом студии Warner. Картина, снятая за 110 миллионов долларов, вышла в мировой прокат 29 мая, и ей хватило одного уик-энда, чтобы заработать 113 миллионов долларов

Добавить в закладки
Скала не нужен!

По мнению американских экспертов, больше всех от этого успеха выиграет Дуэйн Джонсон по прозвищу Скала – бывший популярнейший рестлер, который со времени выхода в 2002 году фэнтези-боевика «Царь скорпионов» пытается пробиться в высшую голливудскую лигу. В прошлом десятилетии ему это не удалось, но его звездные акции резко пошли вверх после яркого появления в боевике 2011 года «Форсаж 5». В прошлом году его «сольная» картина «Геракл» собрала вполне приличные 243 миллиона долларов при 100-миллионном бюджете, и сборы «Разлома», рекламная кампания которого была выстроена как вокруг разрушительных спецэффектов ленты, так и вокруг участия в фильме Скалы, подтверждают продюсерам, что Джонсон не нуждается в знаменитых напарниках вроде Вина Дизеля, чтобы привлечь зрителей в кино.

Кадр из фильма "Разлом Сан-Андреас"

Мы ничего не имеем против Скалы, и мы будем только рады, если благодаря «Разлому» его будут чаще приглашать в блокбастеры и обрамлять головокружительными эффектами. Большому кино нужны крутые парни, и здоровяк Джонсон с его обаятельной улыбкой, мощной харизмой и стальными мускулами – превосходный продолжатель традиций Шварценеггера и Сталлоне. Но все же будет не очень честно, если именно эта картина окончательно пропишет Скалу на вершине голливудского олимпа. Ведь он совершенно не подходит для роли в таком кино!

Почему? Чтобы это объяснить, нам придется начать издалека и заметить, что «Разлом Сан-Андреас» принадлежит к большой группе лент разных жанров, в которых ведущие персонажи внезапно сталкиваются со смертельной угрозой и получают шанс проявить себя как герои.

Эту группу фильмов можно разделить на две категории. К первой из них относятся ленты, в которых угроза носит преступный и сравнительно ограниченный характер, и она исходит от существ, наделенных злой волей. Классические примеры такого рода фильмов – «Крепкий орешек» (злодеи – преступники, захватившие небоскреб), «Челюсти» (злодей – акула-людоед, пожирающая пловцов в океане вблизи курортного острова), «Изгоняющий дьявола» (злодей – демон, вселившийся в маленькую девочку), цикл о Гарри Поттере (злодей – маг-чернокнижнник)… И так далее.

Кадр из фильма "Разлом Сан-Андреас"

Поскольку в подобных картинах речь идет о преступниках, то логично, что их главными героями часто оказываются полицейские, военные и прочие профессионалы, стоящие на страже добра и порядка. В «Изгоняющем дьявола», например, такими профи оказываются священники, в «Челюстях» – рыболов и ихтиолог (и примкнувший к ним шериф), а в «Гарри Поттере» – талантливые молодые волшебники. Как гласит известная американская поговорка, это люди, которые бегут в горящее здание, когда все остальные оттуда выбегают, и их миссия – спасать и защищать тех, кто не может сам себя спасти и защитить. Мораль такого кино: «Спите спокойно, дорогие граждане. Если злодеи поднимут голову, специально подготовленные люди вас от них защитят».

Все это, кстати, не означает, что «специально подготовленные люди» – «лучшие из лучших» и эксперты из экспертов. В том же «Крепком орешке» главным героем оказывается самый обычный полицейский, а не крутой спецназовец, а в «Изгоняющем дьявола» главный герой балансирует на грани потери веры, что, конечно, не особенно ему помогает в противостоянии с демоном. Но на то это и героические истории, что их ведущие персонажи зачастую прыгают выше головы и совершают подвиги, которых сами от себя не ждут. Тем не менее важно, что они выполняют свой долг – делают то, что поручено им обществом и государством.

Кадр из фильма "Разлом Сан-Андреас"

В лентах второй категории угрозы обычно куда глобальнее, и они редко связаны с чьей-то злой волей. Многие из таких лент – фильмы-катастрофы. Например, «2012» (угроза – глобальный потоп), «Титаник» (угроза – катастрофа океанского лайнера), «Послезавтра» (угроза – глобальное похолодание)… Это не истории о противостоянии добра и зла, а повествования о вызове, который судьба бросает простым людям, всем вместе и каждому по отдельности: «Выживите или умрите. И попытайтесь хоть кого-нибудь спасти – например, ваших детей». О выполнении профессионального долга тут уже речь не идет (по крайней мере, в приложении к главным героям), и «фишка» подобных постановок в том, что их герои зачастую даже менее компетентны в спасении, чем средний человек.

Так, в «2012» главный герой – неудачливый писатель, в «Титанике» – неудачливый художник, а в картине 1972 года «Приключение “Посейдона”» – неудачливый священник. Это последние люди, от которых ждут чего-то героического, когда нужно спасать и спасаться в реальном, а не в художественном или метафизическом мире. И триумф таких персонажей убеждает зрителей, что в трудную минуту каждый из них сможет совершить что-то полезное и даже героическое. Как видите, эта мораль прямо противоположна морали фильмов первой категории. Не «Не волнуйтесь и ждите спасения», а «Если попадете в беду – не опускайте руки, потому вы сможете совершить подвиг».

К какой же из этих категорий относится «Разлом Сан-Андреас»? Очевидно, ко второй – фильм рассказывает о глобальной природной катастрофе (мощнейшем землетрясении в Калифорнии), и его главный герой старается спастись сам и спасти свою бывшую жену и дочь. Это классическая история о триумфе «лузера», который в критической ситуации превращается в «настоящего мужика».

Кадр из фильма "Разлом Сан-Андреас"

Дуэйн Джонсон, однако, не хлюпик вроде Джона Кьюзака из «2012», и придуманный для него персонаж – не писатель-неудачник, а бравый профессиональный спасатель. То есть герой из фильма первой категории (классический пример на эту тему – «Скалолаз», кино о горном спасателе, который противостоит преступникам) в картине второй категории! И это проблема, потому что такой персонаж как бы говорит зрителям: «Если во время катастрофы вы не будете так же круты, как я, вы обречены». Вот спасибо, голливудцы!

Нестыковка героя и повествования в «Разломе» столь очевидна, что она вызывает умственные замыкания даже в голове режиссера Брэда Пейтона, который поставил картину (это его вторая совместная работа со Скалой после фильма «Путешествие 2: Таинственный остров»). Недавно, продвигая свое творение, он дал интервью, в котором заметил, что хотел бы оказаться рядом с Джонсоном в случае катастрофы. Мол, актер идеально походит для роли, потому что он и в жизни крутой мужик, могущий спасти окружающих от серьезной напасти. Но если это так, то Джонсон круче, чем его герой, потому что Рэй спасает только свою семью, а не друзей и коллег, не говоря уже о случайных прохожих! То есть он ведет себя как чистой воды хлюпик, для которого спасение пары-тройки человек – предел физических возможностей.

Конечно, было бы абсурдно ожидать от Рэя, что он спасет всю Калифорнию от природной катастрофы. Но именно такие надежды в голливудском кино нередко возлагаются на суперпрофи. Вон, Брюс Уиллис в «Пятом элементе» спасает всю Землю, а то и всю Вселенную! И именно поэтому «Разлом Сан-Андреас» одновременно впечатляет спецэффектами и возмущает критиков и зрителей, чувствующих, что Скала в таком кино не на месте и что его персонаж должен быть кем-то вроде героя Ди Каприо из «Титаника». Чтобы спасение им нескольких человек казалось триумфом, а не в лучшем случае обыденным выполнением работы спасателя, а в худшем случае – манкированием обязанностями голливудского спасителя всех и вся, родных и чужих наравне.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?