Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Подборки фильмов

«Смерть на Ниле» и еще 7 классических детективов в духе Агаты Кристи

В прокате с этой недели идет размашистая и помпезная экранизация классического романа Агаты Кристи от Кеннета Браны: Эмма МакКей, Арми Хаммер, Галь Гадот и еще россыпь звезд слоняются по роскошным интерьерам круизного лайнера и пытаются вычислить убийцу. Без помощи Эркюля Пуаро у них, конечно, не получается. Для тех, кому этих загадок мало, мы решили вспомнить еще несколько детективов Агаты Кристи и «вокруг нее»: убийства на острове, в столовой, мотеле и поезде.

Добавить в закладки
«Смерть на Ниле» и еще 7 классических детективов в духе Агаты Кристи

Эмили Уотсон в роли Элси на кадре из фильма «Госфорд-Парк»

Эмили Уотсон в роли Элси на кадре из фильма «Госфорд-Парк»

До того как взяться за знаковый проект «Аббатство Даунтон», Джулиан Феллоуз был неравнодушен ко всякого рода загадочным преступлениями: он выпустил документальный сериал о таинственных убийствах и стал соавтором сценария «Госфорд парка». Все те же излюбленные автором 30-е, поместье, хмарь осеннего неба: два мира — господ и слуг — потрясает гибель главы фамилии. Но не очень-то неожиданная: кажется, сэра Моккордала никто по-настоящему и не любил. «Госфорд парк» сосредотачивается не на самой интриге whodunit (хотя не обошлось и без твистов в финале), а на последовательном знакомстве с каждым, кто приглашен на охоту, — преступление случается через целый час после начала фильма. Наследство, пожизненное содержание, отсутствие камеристки и платья из дешевой ткани — прозаические рассуждения не меняют интонации, переходя от мармелада к смерти. Нельзя отдельно не упомянуть триумфальный актерский состав: Майкл Гэмбон, Эмили Уотсон, Хелен Миррен, Мэгги Смит, Райан Филипп, Клайв Оуэн и Стивен Фрай в роли инспектора, излишне уверенного в своих дедуктивных способностях, — с ними хочется оказаться за одним обеденным столом.

Катрин Денев в роли Габи на кадре из фильма «8 женщин»

Катрин Денев в роли Габи на кадре из фильма «8 женщин»

Довольно разноплановый режиссер Франсуа Озон почему-то в России наиболее известен по детективу-мюзиклу «8 женщин». Напев toi mon ami, mon amour прочно вошел в наш культурный код, как и сама картина — совсем недавно кадры послужили вдохновением для съемки модного журнала Blueprint. Возможно, сейчас, пока не растаял снег, самое время «8 женщин» пересмотреть или увидеть впервые: экранизация пьесы Робера Тома в руках Озона превратилась в причудливую и подробную картотеку неповторимых женских характеров, которым тесно оставаться в рамках типажей. Святая мать в один момент может оказаться искусительницей, а невинная дочь — страстной возлюбленной или наоборот. Разумеется, едва ли этот трюк мог удаться Франсуа без внушительной эскадры талантливых артисток: Катрин Денев, Эммануэль Беар, Изабель Юппер, Фанни Ардан и Людивин Санье.

Татьяна Друбич в роли Веры Клейторн на кадре из фильма «10 негритят»

Татьяна Друбич в роли Веры Клейторн на кадре из фильма «10 негритят»

Один из самых удачных и самых трагичных романов Агаты Кристи (который позже обзавелся более этичным названием «И никого не стало») экранизировали все: и британцы, и итальянцы, и немцы, и, конечно, американцы. Но именно у советской картины Станислава Говорухина есть неповторимый отпечаток фатума — печальное будущее каждого приглашенного на остров предопределено. Скалы Ласточкиного гнезда, фигурки на зеркальном подносе, шляпа Веры Клейторн: фильму будто бы подвластна конфигурация времени и пространства. От традиционного убийства на ужин картина постепенно уходит в рефлексию чувства вины, живущего за пазухой даже у самых благочестивых леди и джентльменов. Сцена за сценой несколько театрализованный детектив превращается в хождение по мукам прошлого знакомых лиц перестроечного кино.

Джон Кьюсак в роли Эда на кадре из фильма «Идентификация»

Джон Кьюсак в роли Эда на кадре из фильма «Идентификация»

«Идентификация» — пусть и не попытка переизобрести трафарет Агаты Кристи, но что-то вроде актуализации классики. Вместо званого ужина — придорожный мотель, за окном жуткий ливень, дороги размыло, и случайные незнакомцы вынуждены тесниться в паршивых номерах, подозревая друг друга сразу во всех смертных грехах. Лента Джеймса Мэнголда ближе даже не к «Смерти на Ниле», а к культовому «Крику», который стал причудливым жанровым гибридом, объединяющим детектив и слэшер. Как и в молодёжной резне, здесь один за другим постояльцы будут погибать, а их кровь — красочно растворяться в лужах. Пусть финал фильма и может расстроить любителей дедукции, но, кажется, здесь важнее сама дорога и попутчики, с которыми хочется ее разделить: Джон Кьюсак, Аманда Пит, Рэй Лиотта, Альфред Молина, Джон К. МакГинли и др.

Лесли Энн Уоррен в роли мисс Скарлетт на кадре из фильма «Улика»

Лесли Энн Уоррен в роли мисс Скарлетт на кадре из фильма «Улика»

Редко когда фильм может похвастаться тем, что основан на настольной игре. «Улика» — редкий пример того, как правила очередности хода стали киноязыком и даже метазаигрыванием со зрителем, но спойлеры пока оставим в стороне. Начинается вечер традиционно: за одним обеденным столом приглашенные оказались не просто так. Вот только картина накаляет не напряжение, а градус юмора, превращая беготню в поисках убийцы в дурашливую и жутко обаятельную комедию положений. Удивительно, но вместо того, чтобы педалировать гипертрофированные родственные связи (что ожидаемо для жанра пародии), «Улика» ударяется в политическую стезю и не только гладит вашингтонскую элиту против шерсти, но и потешается над антикоммунистическими настроениями. Короче говоря, кино ностальгическое и душеспасительное во всех отношениях.

Ирена Кряузайте в роли госпожи Мозес на кадре из фильма «Отель у погибшего альпиниста»

Ирена Кряузайте в роли госпожи Мозес на кадре из фильма «Отель у погибшего альпиниста»

Не самый удачный роман братьев Стругацких в кино обрел новую жизнь: фильм Григория Кроманова, как и детектив Говорухина, обладает каким-то неподдельным чувством безысходности и замкнутости, не только людей в четырех стенах, но и граждан в Союзе. Выход, конечно, может быть всего лишь один, и он лежит через коридоры научной фантастики: алогичный и наивный, но такой красочный. «Отель “У погибшего альпиниста”» даже не то чтобы классический детектив, а миф, легенда, дорогой сердцу сувенир с горнолыжного курорта, похожий на шар с медленным снегом: стоит потрясти, и над гостиницей посыплются белые хлопья.

Альберт Финни в роли Эркюля Пуаро на кадре из фильма «Убийство в восточном экспрессе»

Альберт Финни в роли Эркюля Пуаро на кадре из фильма «Убийство в восточном экспрессе»

Стоит признать, что пусть мы и собрались из-за Кеннета Браны, но настоящим шедевром роман Агаты Кристи обернулся в руках Сидни Люмета. «Убийство в Восточном экспрессе» — дело не просто самое запутанное, но и самое неоднозначное: расследование обращается больше к человечности, чем к логике сыщика. Гений жанровой прозорливости Люмет отнесся к детективу как к серьезной литературе, а не бульварному чтиву, и превратил поиски истины в портретную галерею горя. Кажется, именно Люмет одним из первых понял, что сила замкнутого пространства не только в виражах сценария, но и в лицах (не зря мы каждый раз в этой подборке останавливаемся на внушительном актерском составе): Лорен Бэколл, Шон Коннери, Энтони Перкинс, Альберт Финни и Ингрид Бергман, получившая за роль Греты «Оскар». Если и существует идеальный детективный фильм, то, несомненно, это он — жаль, нельзя снова увидеть «Убийство в Восточном экспрессе» впервые.

Текст: Настасья Горбачевская
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?