Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Подборки фильмов

Видеозал 90-х: Смертельная битва

Помимо прочего, в 90-х началась вторая волна увлечения Запада восточными экшенами – распространение домашнего видео открыло киноманам боевики Джона Ву и лучшие кунгфу-фильмы Джеки Чана, Донни Йена и Джета Ли. До повальной истерии дело не дошло, но кто-то очень умный решил, что настало время для того, чтобы перенести на экран популярную игру Mortal Kombat – и сделать это в стиле Гонконга

Добавить в закладки
Видеозал 90-х: Смертельная битва

Несмотря на кажущуюся очевидность идеи, экранизация Mortal Kombat была довольно рискованным предприятием – хотя бы потому, что предыдущая попытка скрестить видеоигры, боевые искусства и кино потерпела сокрушительное поражение. «Двойной дракон» (1994), о котором идет речь, был снят еще в 1992-м, но был отправлен на вынужденные досъемки через полгода, а до больших экранов добрался лишь к концу 90-х, но не собрал даже 2,5 миллиона. Фильм добрал свое на видео, но подобные результаты сложно было назвать вдохновляющими. Не впечатлил кассовыми показателями и «Уличный боец» (1994), который мог похвастаться популярным Жан-Клодом Ван Даммом в главной роли и бюджетом в 35 миллионов. Совсем громко провалилась экранизация «Супербратьев Марио» (1993), в которых вложили 42 миллиона долларов.

Кадр из фильма «Уличный боец»

А теперь представьте себе, что чувствовали боссы New Line Cinema, наблюдая, как один за другим валятся подобные проекты, и не имея возможности дать обратный ход – дело в том, что киноверсия «Смертельной битвы» была запущена в работу еще в начале 90-х, когда ни один из этих фильмов еще не вышел на экраны. Студии ничего не оставалось, кроме как предпринимать все возможные меры предосторожности – например, выделить на съемки вдвое меньший бюджет, чем то, что потратили на свою картину создатели «Уличного бойца». Кроме того, первая версия сценария была рассчитана на жесткий возрастной рейтинг R, и изначально New Line это устраивало. Но когда на глазах у боссов студии одна за другой в прокате начали «валиться» другие экранизации видеоигр, было принято решение ориентироваться на более мягкий подростковый рейтинг PG-13.

Постановщиком был выбран британец Пол У. С. Андерсон, имевший в своем резюме всего одну картину – криминальную черную комедию «Шоппинг» (1994) с молодыми Джудом Лоу и Сэди Фрост в главных ролях. Казалось бы, не самый очевидный выбор, но режиссер быстро доказал, что студия не ошиблась.

Кадр из фильма «Смертельная битва»

Как известно, в игре масса героев, так что кастинг затянулся дольше обычного. В то время как второстепенные роли заполнились сравнительно быстро (например, злодеев, с ног до головы затянутых в костюмы, раздали каскадерам и мастерам боевых искусств), с центральными героями пришлось повозиться.

Изначально в фильме должна была появиться Джейд, еще одна героиня игрового цикла, причем она должна была сражаться с Соней Блэйд (последняя побеждала одним ударом), но сцена была вырезана еще на этапе сценария

На роль Сони Блэйд изначально была выбрана Кэмерон Диас, и актриса даже начала тренировки, но Кэмерон сломала запястье и была вынуждена выбыть из фильма. Следом роль предложили Шерон Стоун и Дине Мейер, а затем, уже в середине 1994-го, ее получила «Мисс подросток США» 1988 года Кэтлин Маккеллан, о чем даже было сделано официальное заявление. Однако Маккеллан также покинула съемки с травмой. В конце концов Соню сыграла Бриджит Уилсон, до этого известная преимущественно по небольшой роли в «Последнем киногерое» и «Санта-Барбаре». Актриса приступила к тренировкам с завидным рвением, за что в конце концов заслужила от Андерсона прозвище «Роботелка» – дублировать ее в конечном итоге не пришлось (хотя, положа руку на сердце, на экране прекрасно видно непрофессионалку).

Кадр из фильма «Смертельная битва»

Напарника Сони, полицейского Джакса, изначально должен был играть Стив Джеймс, звезда трех первых частей «Американского ниндзя», но в декабре 1993-го актер умер, так что роль Джакса урезали до минимума и отдали ее малоизвестному Грегори Маккинни.

В сцене, где мы видим Джонни Кейджа на съемочной площадке своего фильма, режиссера должен был играть Стивен Спилберг, большой поклонник игр серии, но именитый постановщик не смог вырваться на съемки

Вызвал проблемы и кастинг Джонни Кейджа. По сюжету Джонни – голливудская звезда, так что на подготовительном этапе ходили упорные слухи о том, что авторы обхаживают Тома Круза и Джонни Деппа, но в конце концов все уперлось в того же Жан-Клода Ван Дамма. Правда, напомним, что дело было в 1993-м, так что актер выбрал более масштабного «Уличного бойца». Тогда авторы сделали выбор в пользу Брендона Ли, но тот, как известно, не пережил съемки «Ворона». Некоторое время на роль претендовал звезда «Б»-боевиков Гэри Дэниелс, но в конце концов Андерсон предпочел связку из более харизматичного Линдена Эшби и пары каскадеров, которые должны были дублировать его в боевых сценах. Одним из них, кстати, был Дж. Дж. Перри – один из лучших экшен-хореографов современного Голливуда (из числа его последних работ «Падение олимпа», «Воин», «Стартрек 2»).

Кадр из фильма "Смертельная битва"

Не меньше кандидатур рассматривалось и на роль Лю Канга. Среди претендентов были практически все мало-мальски известные на западе азиаты, связанные с боевыми искусствами, – Джейсон Скотт Ли, Филлип Ри, Дастин Нгуен, Расселл Вонг, Кит Кук… В конце концов роль досталась Робину Шу, до этого работавшему почти исключительно в Гонконге. Интересно, что изначально Шу отказался от предложения, решив, что его приглашают на роль очередного злодея-азиата.

В лице Шу Пол Андерсон получил не только актера и каскадера, но и опытного хореографа рукопашных поединков, который отлично дополнил работу Пэта Джонсона – легендарного постановщика боев, начинавшего еще в «Выходе Дракона» (1973) и «Черном поясе Джонса» (1974). На счету Джонсона не так уж много работ, но его всегда привлекали в голливудское кино, когда создателям нужны были убедительные сцены рукопашных боев, – так, он трудился над всеми сиквелами «Парня-каратиста», работал с Джеки Чаном над «Большой дракой» (1980), занимался всеми тремя частями «Ниндзя-черепашек».

Кадр из фильма «Смертельная битва»

Кэри-Хироюки Тагава был единственным кандидатом на роль Шан Цунга. На пробах он читал роль, забравшись для внушительности на стул

Изначальный сценарий, написанный по двум первым играм цикла телевизионным сценаристом Кевином Дрони, довольно сильно отличался от того, что в конце концов мы увидели на экране. Так, серьезная часть сюжета была посвящена романтической линии между Лю Кангом и дочерью главного злодея, императора Шан Цунга (Кэри Хироюки-Тагава), принцессой Китаной (Талиса Сото). Эти сцены даже начали снимать, но Андерсон справедливо заметил, что романтика получается не очень убедительной и сильно тормозит действие, так что в конечном итоге вся эта линия отправилась под нож.

Кадр из фильма "Смертельная битва"

Режиссер осознанно решил сфокусироваться на безостановочном, зрелищном экшене, сводя к минимуму всю экспозицию и диалоги, однако первые тестовые показы все равно не дали ему ту реакцию, на которую он надеялся. Как ни крути, а боевые сцены всегда выглядят так, как выглядит худший из их участников, и в данном случае мастерство каскадеров, игравших злодеев, зачастую «гасилось» неидеальной боевой подготовкой их экранных соперников. Проявив гибкость и ориентированность на вкусы толпы (которая станет его главной отличительной чертой в дальнейшем), Андерсон организовал досъемки дополнительной боевой сцены – решение, которое станет судьбоносным.

Речь идет о поединке между Лю Кангом и Рептилией – его не было в оригинальном сценарии, но Андерсон решил, что он может стать украшением фильма. Для этой сцены он отказался от услуг Джонсона, пригласил на роль Рептилии мастера боевых искусств Кита Кука (ранее, напомним, пробовавшегося на роль Лю Канга) и доверил хореографию этого боя Робину Шу. В итоге получился маленький шедевр – шикарный эпизод, в котором соединилось мастерство двух заслуженных трюкачей, опыт Шу в постановке эффектных и напряженных боевых сцен и талант Андерсона снимать и монтировать экшен так, чтобы от экрана было не оторваться. Представить себе фильм без этого поединка решительно невозможно, а о его исключительном качестве говорит хотя бы то, что его нередко можно найти во всевозможных топах, посвященных лучшим экшен-эпизодам, – когда твое творение ставят в один ряд с тем, что делали в 80-е и 90-е Донни Йен, Саммо Хунг и Джеки Чан, это многого стоит.

Отрывок из фильма "Смертельная битва"

Чтобы не пойти по стопам предшественников, New Line сделала все, чтобы подать фильм максимально выгодно. За несколько месяцев до выхода фильма на видеокассетах и лазерных дисках был выпущен мультфильм «Смертельная битва: Путешествие начинается», рассказывающий о путешествии Джонни Кейджа, Лю Канга и Сони Блэйд на турнир. По пути они встречаются с богом грома Рэйденом (в фильме его играет Кристофер Ламберт), и тот посвящает их в историю Шан Цунга и его телохранителей. Также была выпущена книга, основанная на сценарии фильма – причем ранней его версии, так что в ней полно отличий от фильма.

Кадр из фильма "Смертельная битва"

Отдельным событием стал саундтрек фильма, построенный на причудливом миксе агрессивной тяжелой и электронной музыки (благодаря ей, кстати, вышеупомянутый бой между Лю Кангом и Рептилией смотрится особенно захватывающе). Всего через десять дней после своего выхода на CD саундтрек стал платиновым и добрался до 10-го места в чарте Billboard. Сочетание металла и электроники оказалось настолько популярным, что по следам этого альбома был выпущен еще один сборник под названием More Kombat. Он состоял из композиций, которые не были включены в фильм, но были «вдохновлены» им и соответствовали ему по духу.

Теплого приема у критиков авторы не ожидали и, в общем-то, не получили – как ни крути, а, по сути, у Андерсона получилась точная копия игры с зачаточной драматургией (принцип «все, что не относится к дракам, идет в мусорную корзину» не мог не принести свои плоды). Но пара приятных исключений все-таки нашлась – так, Джин Сискель и Роджер Эберт, на тот момент чуть ли не самые влиятельные американские критики, дали «Смертельной битве» вердикт «два пальца вверх» – то есть фильм понравился обоим.

Кадр из фильма "Смертельная битва"

Трудно сказать, насколько такой неожиданный поворот повлиял на зрителя, но уже в премьерный уик-энд стало понятно, что New Line может облегченно выдыхать – фильм заработал больше 23 миллионов и занял первую строчку бокс-офиса. Удержал он ее и в две последующие недели, несмотря на то что в эти дни в прокат вышел «Отчаянный» (1995) Роберта Родригеса. Общие сборы «Смертельной битвы» в США составили 70,4 миллиона долларов – еще 50 с небольшим миллионов картина заработала за рубежом.

Разумеется, боссы студии тут же дали «зеленый свет» сиквелу, но это уже совсем другая история, вовсе не такая радужная, без Пола Андерсона и без хеппи-энда (отбить 30-миллионный бюджет второй части не удалось). Попытки оживить бренд в виде фильмов и сериалов предпринимаются до сих пор – например, спустя год после сиквела появился телесериал (в котором, к слову, начинала будущая звезда «Терминатора 3» Кристанна Локен), но он прожил всего один сезон. С начала 10-х годов в виде веб-сериала существует «Смертельная битва: Наследие», но там невероятным успехом тоже не пахнет. Ходят упорные слухи о кинопрокатном ребуте франшизы, но пока эти планы остаются планами.

Кадр из фильма "Смертельная битва"

Объяснить, почему оригинальная «Смертельная битва» выстрелила, а все, что делалось под этим брендом впоследствии, – нет, сложно. Так встали звезды, что в далеком 1995-м в одном месте сошлось все, что было интересно зрителям в тот момент. Казалось бы, простейшее одноклеточное кино, о недостатках которого можно написать целый трактат, стало одним из памятников своего десятилетия.

Проверьте себя сами – что приходит в голову, когда вы слышите это название? Бессонные ночи в детстве за первыми играми цикла. Постоянная радость узнавания от мелких деталей, перенесенных из них в фильм. Бриджит Уилсон в коротких шортах и обтягивающей майке. Робин Шу и Рептилия, ломающие друг другом покрытые паутиной полки под Control от Трэйси Лордс (между прочим, скандальной порноактрисы 80-х). Fear Factory в эпизоде сражения Джонни Кейджа со Скорпионом. Невпопад хихикающий Кристофер Ламберт. Это полный хаос, но хаос, на редкость умело организованный и какой-то удивительно родной.

Текст: Борис Хохлов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?