Что посмотреть Раньше было лучше?
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

Смотри меня полностью: 7 интригующих и загадочных фильмов о подглядывании

К выходу в российский прокат «Фотоувеличения» Микеланджело Антониони мы вспомнили 7 важных фильмов, исследующих феномен вуайеризма — подглядывания как неразделимой функции кино.

Добавить в закладки
Смотри меня полностью: 7 интригующих и загадочных фильмов о подглядывании

Джеймс Стюарт в роли Джеффа на кадре из фильма «Окно во двор»

Джеймс Стюарт в роли Джеффа на кадре из фильма «Окно во двор»

Остросюжетные триллеры Альфреда Хичкока были куда глубже, чем кажется. За фасадом интригующей истории о фотографе, который шпионит за соседями и внезапно обнаруживает убийцу, — высказывание о природе видения. Джеймс Стюарт не только исполнил роль травмированного фотографа, он обозначил статус зрителя в процессе кинопросмотра: ему дана безграничная власть наблюдения, однако он лишён возможности вмешиваться в события.

Хичкок показал, что вуайеристское удовольствие вписано в ритуал, и структура фильма, как убедительно подтверждает «Окно во двор», фокусирует внимание на наблюдении за человеческим объектом. Позднее, вместе с развитием феминистской критики кинематографа, вуайеризм как первичный элемент фильмической формы займет видное место в теориях кино. Хичкоку за это тоже следует сказать спасибо.





Элайджа Вуд в роли Френка на кадре из фильма «Маньяк»

Элайджа Вуд в роли Френка на кадре из фильма «Маньяк»

В триллере Франка Халфуна лос-анджелесский маньяк днем работает в магазине манекенов, а ночью охотится на девушек. Вуайеризм структурирован в фильме выбором ракурсов и технических решений: камера, прицепленная к Элайдже Вуду, фиксирует события глазами маньяка — визуальная власть над жертвами, за которыми планомерно следует ночной убийца, определяет нарратив «Маньяка».

Фильм Халфуна — жестокое, садистическое и запретное удовольствие. Ко всему прочему, похождения безумного убийцы обрастают психологическими обертонами прямиком из несчастного детства. Местами натянутый, бесшабашный и сумбурный, «Маньяк» показывает враждебную сторону вуайеризма – объектами насильственного взгляда, а следом и акта, разумеется, становятся невинные девушки.

Карлхайнц Бём в роли Марка на кадре из фильма «Подглядывающий»

Карлхайнц Бём в роли Марка на кадре из фильма «Подглядывающий»

Британец Майкл Пауэлл создал свой opus magnum в 1960 году, рассказав историю о работнике киностудии, который снимает женщин камерой со спрятанным внутри штатива ножом: убийство невинных превращается в его собственный кинофильм. Мало того что психологический триллер Пауэлла поднял шумиху и эпатировал неподготовленную публику, «Подглядывающий» показал как садизм, кинематограф и наблюдение переплавляются в общий психотический портрет.

Кроме того, нисколько не стесняясь, картина Пауэлла представила страсть к наблюдению как определенного рода сексуальную девиацию. Чтобы быть маньяком, иногда просто нужно вооружиться 16-миллиметровой камерой.





Крейг Уоссон в роли Джейка на кадре из фильма «Подставное тело»

Крейг Уоссон в роли Джейка на кадре из фильма «Подставное тело»

Танцы полуобнаженной девушки, за которыми через телескоп наблюдает главный герой, — уже в этом пассаже чувствуется неизбывный вуайеристский потенциал фильма. Брайан Де Пальма, любитель Хичкока и не менее тонкий мастер психологических триллеров, создал свою вариацию на тему «Окна во двор». Помимо шпионства за соседями здесь тоже происходит внезапное убийство, свидетелем которого становится главный герой. Обыденные события вовлекают его в воронку криминально-эротических происшествий, а интрига превращается в тугую струну. Вуайеризм в этом фильме становится катализатором тревоги, которая разрешится лишь с появлением финальных титров.

Мена Сувари в роли Анджелы на кадре из фильма «Красота по-американски»

Мена Сувари в роли Анджелы на кадре из фильма «Красота по-американски»

Мужской взгляд — одна из центральных сюжетных точек психологической драмы Сэма Мендеса. Сын полковника, сыгранный Бэном Уитли, не может оторвать глаз от девушки-подростка, живущей по соседству. Видеокамера и многочисленные архивы записей — незаменимый арсенал бывалого вуайериста.

«Красота по-американски» — не только убедительный портрет кризиса среднего возраста, но и сама модель Америки с ее открытыми и доброжелательными соседями. Однако очарование субурбией мгновенно сменяется тревогой — идиллия американской жизни лишь вскрывает нарывы и перверсии обывателей. А плотная инфраструктура с прилежащими друг к другу домами — повод очередному наблюдателю утолить извращённую жажду.

Шайа ЛаБаф в роли Кайла на кадре из фильма «Паранойя»

Шайа ЛаБаф в роли Кайла на кадре из фильма «Паранойя»

Подростковый триллер Ди-Джея Карузо, который освежает хичкоковскую историю из «Окна во двор». Вместо фотографа на инвалидной коляске — буйный подросток под домашним арестом. В остальном сюжет обретает знакомые черты: как и хичкоковский вуайерист, юноша в исполнении Шайи ЛаБафа подозревает соседа в зверских убийствах — неспроста таинственный мужчина то и дело таскает в гараж какие-то мешки.

Большой вопрос, нуждалось ли новое поколение в освеженном варианте «Окна во двор», которое и без того выглядит вневременным шедевром? Пожалуй, неоспоримое преимущество ленты Карузо в том, как режиссёр переводит историю на рельсы динамичного блокбастера, делая из «Паранойи» захватывающую, энергичную, пусть и до боли предсказуемую историю.

Изабелла Росселлини в роли Дороти на кадре из фильма «Синий бархат»

Изабелла Росселлини в роли Дороти на кадре из фильма «Синий бархат»

Вуайеристское напряжение — одно из главных качеств линчевского нуара. В фильме рассказана история об американском городке, скрывающем множество криминальных тайн — в их нелицеприятные подробности вникает молодой человек в исполнении Кайла МакЛохлана.

Самые незабываемые эпизоды «Синего бархата» завязаны на наблюдении и подсматривании: герой, находясь в шкафу, лицезрит, как безумный бандит и маньяк Фрэнк Бут издевается над девушкой, к которой главный герой испытывает чувства. В картине Линча наблюдение выступает не столько перверсивным извращённым актом, сколько необходимым свидетельством; именно страстное любопытство героя помогает увидеть изнанку городка, не такого уж милого и комфортного места, каким он кажется на первый взгляд.

Текст: Константин Мышкин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?