
Постная спортивная драма, основанная на реальных событиях
В 2012 году сборная России по волейболу выиграла Олимпиаду. Финальный матч против Бразилии считается одним из самых драматичных в истории вида спорта — российская команда уступала 0:2 по сетам, проигрывала в третьем, но переломила ход встречи и, совершенно по-киношному, одержала победу 3:2. Тренер сборной Владимир Алекно превратился в культового героя. Специалисты обсуждали его тактические решения, а обычный зритель видел темпераментного мужчину, который умеет материться громче любых трибун.
Спустя 13 лет выходит фильм «Финал», который, если верить трейлеру и аннотациям, рассказывает о легендарном матче. Однако получилась настолько постная спортивная драма, что даже масштаб события, взятого в качестве отправной точки, не выручает это унылое зрелище. Еще до премьеры «Финал» вызывал большие подозрения. Сразу три режиссёра, всего 91 минута хронометража, и
«Финал» начинается с кадров закрытия Олимпиады в Москве. Спустя четыре года молодой волейболист Владимир Алекно, живущий в белорусском Полоцке, участвует в уличной драке. Эти события никак не связаны между собой, но, по всей видимости, символизируют что-то глубокое. В отделении милиции до юного спортсмена доносят истины. Например, «волейбол — это жизнь, улица — смерть». А тренер, забирающий своего ученика из участка, обвиняет подростка в том, что он «Родины не видит и не замечает».
Спустя 28 лет Алекно приведет сборную России к победе на Олимпиаде. Однако фильм не торопится переходить к 2012 году. Начинается очень поспешный пересказ вкладки «биография» на «Википедии». Переезд за границу, тяжелая травма, старт тренерской карьеры, назначение в сборную России, увольнение, еще одно назначение. Причём каждое новое испытание (и каждый новый успех) проскакивает так быстро, что понять, кем является Алекно, просто невозможно.
Он проявляет себя лишь раз за фильм, когда восстанавливается от травмы. Тут зритель действительно видит преодоление обстоятельств. Правда, «Финал» умалчивает, что после восстановления Алекно еще немного поиграл в волейбол, и это отличное доказательство целеустремленности (если бы попало в фильм). Но в «Финале» он лечит ногу в девяностых, чтобы в 2004 году выиграть чемпионат Франции как тренер.
Стоит ли говорить, что киноверсия ни разу не матерится. Реальный Алекно всегда орал таким матом, что зритель слышал это по телевизору сквозь трибуны, комментаторов и помехи. И нет, от этого тренер не был хуже, скорее наоборот — становился более понятным и человечным. Но в патриотической драме либо говорят словами прапорщика Комарова, либо молчат. Вот Денис Шведов и молчит (не зовёт в кино и ни о чем не говорит).
Отчасти раскрыть героя пытаются через ссоры с женой. Она жаждет «спокойной жизни». Ей кажется, что жизнь наконец будет спокойной, после того как Алекно в качестве тренера приводит «Тур» к победе в чемпионате Франции. То есть как будто не будет других сезонов и новых задач — всё, пенсия и спокойная жизнь. Ну а чего хочет сам Алекно? За весь фильм он ни разу не говорит о своих желаниях и мечтах, он просто тренирует разные команды.
В какой-то момент режиссеры будто признают, что Шведов совершенно не похож на Алекно, следовательно, не нужно и пытаться, — и главный герой начинает ходить с большой бородой, а не эспаньолкой. Вроде мелочь, но так фиксируется окончательный отказ от какого-либо внешнего соответствия.
Тренер везёт свою команду на Олимпиаду лишь на 57-й минуте, а зритель все еще не понимает феномен тренера. Почему он побеждает? Он гениальный мотиватор? Или экспериментатор, знающий больше, чем другие? У него особый подход к физической подготовке? Тайна.
К середине фильма у Владимира Алекно появился враг — некий чиновник из федерации волейбола. И до самого финала вообще непонятно, за что он так ненавидит тренера и называет его выскочкой. К этому моменту Алекно выиграл три чемпионства с тремя командами — и это за 6 лет тренерской карьеры в России. До него не было никого, кто выиграл с двумя командами. То есть это объективно самый сильный российский тренер — откуда у него может быть такой враг? Представьте, что Планктон не пытается украсть рецепт крабсбургера, а просто ходит и бубнит «фу, мистер Крабс ничего не может». А если хватит фантазии совместить эту сцену с рекламой пива «Толстяк», то у вас получится «Финал» (злодея играет актер из рекламы).
Но проблема «Финала» не ограничивается бессмысленными героями. Практически любая мелочь намекает, что фильм снимался на коленке. В одной из сцен демонстрируется Дмитрий Губерниев, который сообщает о том, что Алекно стал тренером сборной (это 2007 год). В 2008-м, как известно, Алекно покинул сборную, но в 2010-м вернулся. И вновь об этом говорят Губерниев и его соведущая — и они сидят в той же студии и в той же одежде. То есть ведущие не выходили из комнаты три года… ну, или кто-то решил снять две сцены подряд и забыл привезти пару лишних пиджаков.
Ну а в кульминации на первый план выходят эффекты. Или, как говорят мужчины старше пятидесяти, «спецэффекты». Уже во второй сцене показана драка, где главный герой бьёт оппонента в подбородок и тот взлетает в воздух. Может показаться, что это приквел фильма «Халк» (а Брюс Бэннер — белорус), но нет, в «Финале» свои законы физики. Например, волейболисты попадают в аварию и летают. А еще волейболисты летают по площадке. В принципе, никто не смотрит волейбол, так что можно придумать что угодно (да-да, в перерывах действительно катаются на единорогах, не знали?).
Сквозь весь фильм проходит патриотическая линия, причем она кажется обособленной от общего повествования. Как будто продюсер читал сценарий, кивал, а потом побагровел и, вытирая пот со лба, изрёк: «Мужики, а где про Родину?»
Мужики взяли ручку и прям поверх сценария вписали три реплики на старте фильма, добавили Сергея Безрукова с гитарой и советского бомжа в Лондоне с репликой «Думал, сбежал из тюрьмы, а оказалось — из рая». Ну а в финал вставили песню «С чего начинается Родина». Норму патриотизма выполнили, можно снимать. Даже удивительно, что не было берёзок.
Но в фильме есть и откровенно стыдные эпизоды. Например, трансляцию финала, если верить фильму, смотрели только парикмахеры, полицейские и заключенные. Более того, чаще, чем полицейские, на экране возникают лишь волейболисты. Вот полицейский с шавермой, вот на коне, вот охраняет тюрьму. Как будто сценаристы всерьез восприняли анекдот про лампочку. А вот и он:
Сколько полицейских нужно, чтобы вкрутить лампочку? Десять. Один стоит на столе и держит лампочку, четверо крутят стол по часовой стрелке, а пять ходят вокруг в обратную сторону, чтобы у первого не закружилась голова.
К финалу зритель узнает, что Алекно — молодец. Ну правда, хороший мужик, Олимпиаду выиграл. Порадовал полицейских в конце концов. Хотя читать «Википедию» интереснее, чем смотреть фильм.
Кстати, сколько нужно режиссеров, чтобы вкрутить лампочку? Для съемок плохой спортивной драмы нужно три.
Уже все давно выучили, что такое кино снимается с целью освоить средства на патриотическое воспитание. А получившиеся полуфабрикаты никто в здравом уме смотреть и не собирается