
Когда термометр зашкаливает, асфальт плавится, а воздух дрожит от зноя, люди начинают вести себя иначе. Жара выжигает терпение, расплавляет здравый смысл и превращает случайные встречи в катализатор катастроф. Собрали список из семи фильмов, в которых лето заставляет людей терять рассудок.
На роскошной вилле в Сен-Тропе писатель Жан-Поль (Ален Делон) и журналистка Марианна (Роми Шнайдер) наслаждаются безмятежным летом. Но уединение влюбленных рушится с приездом старого друга Гарри (Морис Роне) и его юной дочери Пенелопы (Джейн Биркин). Когда-то Марианна была близка с Гарри, и ревность Жан-Поля, подпитанная творческим кризисом, нарастает вместе с южным зноем. Напряжение, копившееся под палящим солнцем, выливается в ссору у бассейна и приводит к роковому поступку, который герой пытается выдать за несчастный случай.
Роми Шнайдер и Джейн Биркин облачаются в шелковые макси и черные мини, а Ален Делон и Морис Роне растерянно перебирают светлые рубашки. Кто первым не справится с удушающим климатом Лазурного берега? Режиссер Жак Дере виртуозно использует жару как метафору нарастающей внутренней драмы: погода приближает героев к эмоциональному срыву, а затем подталкивает к непоправимым действиям.
Во Французской Полинезии жизнь течет медленно и красиво: жаркое солнце, бескрайние пляжи, ежевечерние танцы на закате, блеск волн. Верховный комиссар Де Роллер (Бенуа Мажимель), одетый в ослепительно белый костюм, умеет быть своим и для туристов, и для местных жителей. Но все меняется, когда на острова прибывают военные, а вместе с ними — тревожные слухи о возможных ядерных испытаниях неподалеку. Под влажным тропическим зноем неуверенность и страх начинают расползаться по райскому пейзажу, как тонкая трещина по стеклу.
Режиссер Альберт Серра превращает сюжет в медитативный политический триллер, где жара и влажный воздух замедляют время и размывают границы между реальностью и вымыслом. Бенуа Мажимель в роли Де Роллера создает образ политика, чьи уверенные речи лишь маскируют бессилие перед надвигающейся угрозой, а зной Полинезии незаметно давит на местных жителей, усиливая и без того тревожную обстановку.
Французская Африка, 1938 год. Люсьен Кордье (Филипп Нуаре), мягкотелый полицейский в колониальном городке, стабильно закрывает глаза на беззаконие и предпочитает избегать любых неприятностей. Мужчина давно привык, что над ним посмеиваются все кому не лень, в том числе жена. Но однажды унижения переполняют чашу терпения, и тихий, мягкий Люсьен начинает методично убирать со своего пути всех, кто мешает жить.
«Чистка» Бертрана Тавернье — черная комедия с элементами нуара, где зной африканских дней оказывает на главного героя не меньшее влияние, чем людская подлость. Лень, апатия и жара делают городок вялым и безразличным, но в тени пыльных улиц зарождается холодная решимость мстить. Филипп Нуаре идеален в роли убийцы, а Изабель Юппер, как и всегда, добавляет фильму особого шарма.
Жаркое лето в Нью-Йорке лишает людей приватности: окна распахнуты, тайны на виду у любого, кто захочет поднять любопытный взгляд. Прикованный к инвалидной коляске фотограф Эл Джеффрис (Джеймс Стюарт) коротает дни, посматривая на соседей по двору. Однажды герой с ужасом замечает, что коммивояжер из здания напротив, кажется, только что избавился от жены. Любопытство превращается в одержимость, и расследование, начатое из скуки, затягивает героя в смертельно опасную игру.
В «Окне во двор» Альфред Хичкок превращает летний зной в движущую силу, ведь именно духота делает людей беспечными и заставляет избавиться от спасительных черных штор. Фильм, получивший четыре номинации на премию «Оскар», медленно нагнетает тревогу, заставляя зрителя теряться в догадках: это жара сыграла с героем Стюарта злую шутку или он действительно стал свидетелем преступления?
В 1945 году в пыльный городок Блэк-Рок, где поезда не останавливались уже четыре года, прибывает тихий однорукий ветеран Джон МакРиди (Спенсер Трейси). Он ищет японца по имени Камоко, но местные жители встречают незнакомца молчанием. Кажется, никто не хочет помогать МакРиди: в гостинице отчего-то нет мест, автопрокат отказывает в услуге, а местные смотрят так, будто чужак уже чем-то их обидел. Постепенно становится ясно — пустынный и изнывающий от жары город хранит темную тайну.
Джон Стерджес снимает не привычный вестерн, а напряженный психологический триллер о выживании, где в качестве оружия выступают слова, а единственная перестрелка случается почти в финале. Герой Спенсера Трейси не ищет драки, но отказывается отступать даже тогда, когда жара и суровые местные жители испытывают его на прочность.
Лос-Анджелес, лето, зной и автомобильные пробки вынуждают инженера-ракетчика Уильяма Фостера (Майкл Дуглас), недавно потерявшего работу и семью, идти пешком. Невыносимая духота становится последней каплей, и нервная система героя не выдерживает: каждый встречный — от корейского лавочника до работника фастфуда — становится поводом для вспышки агрессии. Чем жарче день, тем дальше заходит герой, пока его не настигает полицейский Мартин Прендергаст (Роберт Дюваль), сам переживающий кризис в последний день службы.
Джоэл Шумахер снимает «С меня хватит!» как нервную, почти гротескную одиссею по раскаленному городу, где жара и разочарование постепенно плавят здравый смысл. Майкл Дуглас — одновременно злодей, жертва и отражение общества, в котором накопленная злость прорывается наружу. Картина Шумахера цепляет сочетанием черного юмора, социальной критики и нарастающей тревоги: каждый следующий шаг героя кажется неизбежным и фатальным одновременно.
«День, когда загорелась Земля» — классический британский научно-фантастический фильм 1961 года, в котором одновременные ядерные взрывы США и СССР нарушают орбиту Земли, и планета начинает неумолимо приближаться к Солнцу. Журналист Питер Стеннинг (Эдвард Джадд) вместе с телефонисткой Джинни Крэйг (Джанет Манро) пытаются раскрыть правду, пока мир погружается в беспрецедентную жару, густой туман и хаос. Правительства вводят чрезвычайное положение, а ученые ищут способ спасти Землю от катастрофы.
Пока журналист и телефонистка бросают все силы на расследование, вокруг разгорается нешуточная борьба за выживание: серия дождей вызывает у людей вопросы, опустившийся плотный теплый туман рождает панику, а подступающая жара и вовсе начинает сводить с ума. Что если для планеты и правда настали последние дни? Тот факт, что фильм Вэла Геста был снят более 60 лет назад, выдают лишь некоторые устаревшие, но вместе с тем не менее выразительные спецэффекты. В остальном — полноценный апокалиптический триллер, который мог быть снят и в наши дни.