Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

Сплошное надувательство

Накануне выхода мультфильма "Вверх" мы решили узнать, какую роль играют воздушные шарики в кино, и обнаружили огромный заговор, в котором есть шарики на любой вкус -- от страшных до трогательных.
Добавить в закладки

Новый пиксаровский хит «Вверх» описывает частный случай использования воздушных шариков для транспортировки по воздуху пенсионера и бойскаута из Северной Америки в Южную. Мы изучили вопрос более внимательно, обнаружив, что тема воздушных шариков не только проходит красной линией через всю историю кино, но каждый фильм, при внимательном рассмотрении, оказывается фильмом про воздушный шарик.

«Билли и воздушный шарик» (Billy's Balloon, реж. Дон Херцфелд, 1998)

Пиксаровский «Вверх» стал первым анимационным фильмом, открывшим Каннский фестиваль, но первой анимацией про воздушные шарики, участвовавшей в каннском конкурсе, был «Билли и воздушный шарик» Дона Херцфельдта. Короткометражную «Золотую пальму» за шарики, убивающие детей, Херцфельдту не дали, хотя на других конкурсах он получил около тридцати призов. Ну вот не любят в Каннах человеконенавистнические шарики.

«Человек-булавка» (The Pincushion Man, реж. Аб Айверкс, 1935)

В свою очередь анимационной классикой про воздушные шарики остается «Человек-булавка» Аба Айверкса – художника, придумавшего для Уолта Диснея Микки Мауса. Действие этого экзистенциального триллера происходит в Шарик-лэнде, чьи жители сделаны из воздушных шариков, добываемых промышленным способом из каучукового дерева. На Шарик-лэнд нападает злобная подушка для булавок. Мужественные шарики от нее обороняются.

«Красный шарик» (Le Ballon Rouge, реж. Альбер Ламорисс, 1956)

С тем, какие шарики любят в Каннах, жюри фестиваля однозначно определилось еще в 1956 году, вручив «Золотую пальмовую ветвь» Альберу Ламориссу за короткометражку про дружбу мальчика и шарика. В Америке были так тронуты этой историей, что вручили французу «Оскар» за лучший сценарий. Шарики здесь гуманные, но их способность к сговору остается в силе: от хулиганов героя спасают шары, прилетевшие на помощь из Парижа. О том, что они сделали с хулиганами, только в конце 90-х догадался режиссер Дон Херцфелд, но в Каннах на сговор шариков закрыли глаза. и вот результат: шариками открывают фестиваль.

«Полет красного шара» (Le Voyage du Ballon Rouge, реж. Хоу Сяо-сень, 2007)

Разумные воздушные шарики до сих пор продолжают мерещиться французским детям. Об этом – вольный римейк короткометражки Ламорисса от тайваньца Хоу Сяо-сеня, главную роль в котором сыграла Жюльет Бинош. Ребенку, одержимому еще одним разумным шариком, нанимают сиделку из Китая. В отличие от них пергидрольная Бинош ни в какие шарики не верит. Душевная артхаусная драма.

«Ферма воздушных шариков» (Balloon Farm, реж. Уилльям Дир, 1999)

Пока в артхаусной Франции не верят в заговор воздушных шариков, в Америке их уже выращивают. Еще один римейк Ламорисса, только мальчика заменили на девочку, а скептически настроенную мать на уверенного фермера в безупречном исполнении Рипа Торна. Естественно, что и «Люди в черном» появляются на шариковой ферме тоже.

Кин-дза-дза! (реж. Георгий Данелия, 1986)

На планете Плюк воздушные шарики хранят последний выдох умирающего, выполняя роль наших надгробных памятников. Если жизнь не удалась – шарик будет маленький. Удалась – большой. Если очень удалась – будет воздушный шар, или «последний выдох господина Пэжэ». Но такие шары получаются только у больших начальников. У нас говорят, что ребенок, появляясь на свет, делает свой первый шаг к смерти. На Плюке – он начинает надувать воздушный шарик.

«Бэтмен» (Batman, реж. Тим Бертон, 1989)

Тима Бертона также тревожила летальная функция воздушных шариков: из-за связки наполненных нервно-паралитическим газом шаров, сбитой Бэтменом над Готтэмом, Джокер (Джек Николсон), не в силах вынести такого обращения со своими шариками, пристреливает в сердцах подручного.

«Спаун» (Spawn, реж. Марк Диппе, 1997)

Через десять лет тему инфернального воздушного шарика развил адский клоун Джона Легуизамо в «Спауне». «Ты был на моем дне рождении…», говорит Легуизамо девочка. «Нууудддааа!», отвечает Легуизамо, и показывает девочке вот такой воздушный шарик.

«Супергеройское кино» (Superhero Movie, реж. Крэйг Мэзин, 2008)

О существовании еще более адских шариков – совокупляющихся – тоже догадались в США. Не дарите детям такие шарики.

«Знаменитые киношарики» (Famous Balloon Movies, реж. CyberShire)

Как показали новейшие исследования истории кино, вопрос о воздушных шариках – хорошие они или плохие, небесные или инфернальные, злобные или гуманные, добрые или летальные – судя по всему не имеет никакого смысла, потому что шарики тотальны. В каждом фильме, если смотреть его внимательно, обязательно обнаружится свой воздушный шарик. Так устроен мир. Во всяком случае от «Шарикобланки», «Шарика Кэссиди и Сандэнс Кида»,«К шарику через северо-запад» и «Шарика и Никиты» радость от просмотра получается не меньшая, если не большая, чем без шариков. И хотя шутка человека, пририсовавшего шарики в классические фильмы – всего лишь шутка, но есть за ней какая-то важная правда.

Полную номенклатуру шарико-фильмов смотрите выше, но недавно к ней прибавился еще и «»Властелин шариков«.

»Люди и бумажные шары" (Ninjo kami fusen, реж. Садао Яманака, 1937)

Теория тотального шарика выдерживает проверку любым фильмом, даже самурайским. Последний фильм современника Ясудзиро Одзу режиссера Садао Яманака, погибшего во время Второй мировой войны, считается классическим образцов жанра дзидайгеки – костюмированной драмы на бытовую тему из жизни простолюдинов эпохи Эдо. Разорившийся самурай выбивается из сил, чтобы заработать на жизнь, и находит работу для своей жены – клеить бумажные шары. Коварный цирюльник плетет против самурая заговор. Все плохо, но бумажные шарики символизируют надежду на что-то лучшее. Ну а вот вы верите в надувные шарики?

«Винни Пух» (реж. Федор Хитрук)

Мы верим. Даже несмотря на то, что никто не ходит с воздушными шариками за медом, а если в шарик выстрелить, то он обязательно испортится. Но испортится синий, а зеленый Пятачок предусмотрительно оставил дома.

Текст: Арсен Грумбадзе
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?