
Авторы Patapon предлагают совершенно новый опыт, что явно подойдет не всем
Ratatan — духовный наследник популярной в прошлом серии Patapon, также недавно получившей вторую жизнь в лице переиздания. Команда у новинки почти та же, а вот содержание во многом отличается. Что и делает ее более интересной.
Рататаны — милые и свободные существа, похожие на животных. Они живут дружно, несмотря на всю разницу между ними, и мечтают об одном и том же — достичь земель Долгосчастливо и встретить там богиню. Сделать это, правда, непросто: Ратапорт, в котором живут рататаны, полон опасностей и недружелюбных существ. Добраться будет непросто и вряд ли выйдет с первой же попытки — но рано или поздно у них непременно все получится.
Первое и самое главное отличие, что бросается в глаза, — это обновленный геймплей. Если в Patapon игрок был неким высшим существом, которое только отдавало ритм, но не принимало прямого участия в происходящем, то в Ratatan нужно управлять именно конкретным персонажем. В текущей версии их восемь, и все они отличаются друг от друга не только внешне, но и по характеристикам: у кого-то, к примеру, увеличенная скорость движения, кто-то лучше отталкивает противников, а кто-то стартует с большим запасом здоровья. При этом у всех отличаются еще и типы войск, которые они могут брать в бой, — кобуны: их также восемь, и у каждого рататана в бою может быть не больше двух типов. Обычно это один дальнего и один ближнего боя: например, у местной кошки в бой идут копейщики и метатели дротиков.
При этом в наличии и многочисленные улучшения, делающие Ratatan представителем жанра roguelight. Основная прокачка здесь едина для всех: за добытые сладости можно менять уровни в забегах, добавляя на них фонтаны лечения, или увеличить количество кобунов — так здесь называются войска, идущие в бой под началом рататанов. Причем увеличить можно как стартовое количество, так и максимум воинов. Есть при этом и более персонализированные улучшения, касающиеся в первую очередь уникального оружия. Кобунов можно вооружать собранными или созданными вручную предметами, которые меняют характеристики бойцов, что также напоминает о Patapon, — в будущих обновлениях даже обещают завести шапки, а пока предлагают довольствоваться оружием. Последнее, к слову, можно улучшать за счет другого, ненужного — это повышает уровень, с ростом которого увеличиваются характеристики и приобретаются пассивные навыки.
Без прокачки здесь никуда: стартовых мощностей рататанов и их подчиненных точно не хватит на прохождение имеющихся уровней, каким бы талантливым игроком вы ни были. Структура построена так, что забеги будут снова и снова проваливаться, делая игрока с каждым разом сильнее, и это в целом может отпугнуть. Проблема в том, что игроку так и так придется проходить первые уровни, которые со временем будут становиться все проще, что уже к пятому-шестому забегу ощущается рутиной. Рутиной, увы, необходимой: помимо мета-прогрессии есть и прогрессия локальная, на которой стоит остановиться отдельно.
Так как Ratatan — roguelight, игроку придется «создавать билд» прямо во время забега. Выливается это в случайные бонусы в виде карт, принадлежащих к разным стихиям: одни увеличивают урон, другие добавляют эффекты атак, а третьи и вовсе, к примеру, снижают стоимость покупок в местном магазине. Да, во время прохождения можно встретить торговца, который за символический прайс готов предложить бонусы — от все тех же карт до новых кобунов или лечения.
Механически игра одновременно похожа и не похожа на Patapon. От прошлого творения команды осталась фишка с ритмом: нужно все так же играть правильную простую мелодию, которая задает действия воинам. Так как игроку нужно еще и управлять рататаном, бегая и прыгая на уровне, авторы решили несколько упростить ввод, не снижая при этом глубину. Благодаря этому количество клавиш ввода снизилось до трех, как и количество команд в одной цепочке, хотя глубина при этом не ушла — просто каждая клавиша теперь отвечает за два звука разом. Условное нажатие Х на геймпаде (речь о контроллере от Xbox) выдает звук «рататан», аналогичный «патапон» из собственно Patapon, но там на аналогичную команду нужно было использовать два нажатия. Из-за такой необычной особенности теперь отдельные команды требуют паузы во время ввода — как раз для «доигрывания» второго звука.
Необходимость управлять и собой, и кобунами создает интересную динамику, особенно на фоне того, что для проигрывания мелодии нужно останавливаться. Смерть кобунов здесь не опасна: они снова и снова возрождаются после небольшой паузы, а вот гибель рататана в бою ведет к моментальному Game Over. При этом воинов нельзя просто отправить вперед — они идут только за предводителем, так что волей-неволей нужно подставляться под удар хотя бы на какое-то время, при том что рататан сам по себе не сражается. Это радикально меняет ощущения от происходящего на экране: если первое время еще кажется, что играешь в эдакое переосмысление Patapon, то уже после пары первых забегов становится очевидна огромная разница между играми. И это одновременно плюс и минус.
Плюсом здесь можно однозначно считать принципиальные отличия: игрок действует совершенно иначе, опирается на другие принципы и, собственно, играет во что-то новое. Минусы же напоминают таковые в Patapon: здесь нужно тратить много времени на однотипные действия. Придется снова и снова проходить те же уровни, сражаться с теми же врагами и в целом не особо продвигаться по глобальному сюжету. Который в текущей версии еще и не завершен: разработчики представили только часть происходящего, а завершить игру обещают в течение года. Возможно, стоит дождаться полноценного релиза: пока между забегами особо нечем заняться (не считая чисто механической прокачки), а сами забеги могут утомить уже спустя пару часов. В этом плане все очень индивидуально и зависит от персональных предпочтений.
И все же Ratatan хочется скорее похвалить: это очень интересный жанровый эксперимент, аналогов которому особо нет. Разработчикам удалось взять знакомую формулу и изменить ее настолько, что оригинальный материал практически незаметен. Придется ли вам это по душе, сказать трудно, но если вы неравнодушны к ритм-играм, стоит как минимум попробовать. Ratatan уже сейчас способна удивлять — и в будущем сюрпризов явно станет только больше.