Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Рецензия на фильм «Землетрясение»

Основанная на реальных событиях сентиментальная драма о первых днях после Спитакского землетрясения в Армении

Добавить в закладки

Декабрь 1988 года. Живущий в Армении русский архитектор Константин (Константин Лавроненко) возвращается домой в Ленинакан после многолетнего заключения. Он был осужден за нарушение правил, которое привело к автокатастрофе и гибели целой армянской семьи. В живых тогда остался лишь маленький сын. Теперь Роберту (Виктор Степанян) 20 лет, и он ждет убийцу родителей, чтобы посмотреть ему в глаза и, может быть, отомстить. Однако о личных счетах приходится забыть, когда случается катастрофа. Мощное землетрясение превращает Ленинакан в груду обломков, и Константин, Роберт и другие чудом выжившие начинают разбирать завалы.

Кадр из фильма "Землетрясение"

Картину пытались выдвинуть на «Оскар» от Армении, но этого не удалось сделать, так как над картиной работало слишком много российских кинематографистов. Правила «Оскара» требуют, чтобы национальное кино представляло национальную кинематографию

История Армении в XX веке обрамлена двумя страшными трагедиями – рукотворным геноцидом в ходе Первой мировой войны и природной катастрофой в конце советского периода. 7 декабря 1988 года Спитакское землетрясение полностью уничтожило город Спитак и частично разрушило сотни городов и сел, включая Ленинакан (ныне Гюмри), второй по величине и по значению город Армении после Еревана. Всего тогда пострадало 40% территории республики. Десятки тысяч жителей погибли, сотни тысяч остались без крова.

Кадр из фильма "Землетрясение"

Декорация разрушенного города была построена в Москве, на территории заброшенного завода. Она занимала 10 тысяч квадратных метров. Для ее создания завезли 8 тысяч тонн строительных материалов

Живущий в России армянский режиссер Сарик Андреасян известен как постановщик и продюсер дурацких комедий вроде «Беременного». Но это не единственный жанр, в котором он работает. В прошлом году он выпустил фантастический триллер «Мафия: Игра на выживание», в начале следующего года в прокат должна выйти его супергеройская лента «Защитники», а в промежутке Андреасян поставил свой самый серьезный и «самый армянский» фильм о трагедии, память о которой еще свежа в сердцах многих семей по всему бывшему Союзу. Ведь Спитакское землетрясение затронуло не только тех, кто в нем так или иначе пострадал, но и тех, кто примчался на помощь со всех советских республик и со всего мира.

Кадр из фильма "Землетрясение"

Если вышедшая шесть лет назад китайская драма «Землетрясение» исследовала многолетние последствия катастрофы на примере одной семьи, разорванной надвое в ходе землетрясения в Таншане, то фильм Андреасяна рассказывает о первых днях разрушенного Ленинакана и охватывает множество семей. Константин Лавроненко может показаться главным героем ленты, поскольку это ее самый харизматичный актер и поскольку его персонаж, как привыкший руководить знаток строительства, оказывается самым компетентным спасателем среди ошарашенных бедой мужчин. Но история архитектора – лишь один из десятка сюжетов, вплетенных в повествование.

Кадр из фильма "Землетрясение"

Мы видим людей, которые плачут навзрыд над телами близких, судорожно, порой голыми руками откапывают выживших, из последних сил заботятся о своих и чужих детях, делятся последним, что у них осталось, переосмысляют свое отношение к тем, кого прежде недолюбливали… И мы также видим тех, кто сходят с ума или становятся мародерами, наживаясь на общем горе. Казалось бы, землетрясение должно было объединить ленинаканцев, и отчасти так оно и случилось. Но всегда есть те, кого беда превращает в зверя и кто оказывается не менее опасен, чем сила природы.

Кадр из фильма "Землетрясение"

Если в своих предыдущих лентах Андреасян стремился заставить зрителей смеяться, то от «Землетрясения» наворачиваются слезы. Нужно быть очень циничным и бесчувственным человеком, чтобы не заплакать, когда режиссер показывает человеческую боль и давит на слезу картинкой, музыкой, игрой актеров. В фильме есть просветления – чудесные спасения, забавные моменты, атмосфера взаимопомощи. Но в основном это печальное повествование – полнометражный памятник всем тем, кто погиб в 1988 году, и тем, чью жизнь перепахала катастрофа.

В актерском составе фильма нет слабых мест, от диалогов не заворачиваются уши (к сожалению, это приходится специально оговаривать, когда речь идет о нашем кино), спецэффекты масштабны и убедительны, и упрекнуть ленту можно лишь в том, что это не особенно глубокая и зашкаливающе сентиментальная драма. Но когда хочешь передать свои чувства по поводу трагедии тем, для кого это просто строчка в учебнике истории, такая сентиментальность допустима и простительна.

С 1 декабря в кино.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?