Наверх
Фильмы 2018 Жажда смерти Гоголь. Вий Рэмпейдж Тихое место Тренер Танки Смешарики. Дежавю
«Оскары» 2018 года.
Не следили за «оскарной» гонкой? Не успели прочесть ее результаты? Не беда!
Хорошими делами прославиться можно!
17 звезд кино, занимающихся благотворительностью
Бэби-бум.
15 многодетных кинозвезд
Смотреть, но не трогать!
11 сериалов, обязанных своим долгожительством женской сексуальности
Укротители звезд.
10 режиссеров, с которыми тяжело работать

Рецензия на фильм

Козни. Последний сюжет Пазолини

Тайна спрута

По-итальянски эмоциональное и экспрессивное кино о последних днях жизни Пьера Паоло Пазолини, предлагающее своеобразную трактовку мотивов его убийства.

7
оценка

Октябрь 1975-го. Знаменитый итальянский режиссер Пьер Паоло Пазолини завершает работу над своим очередным фильмом «Сало, или 120 дней Содома», осталось доснять пару сцен и закончить монтаж. Внезапно из мастерской пропадает несколько пленок с уже готовыми материалами к картине, а злоумышленники требуют от студии выкуп. Пока продюсеры договариваются со злоумышленниками, Пазолини проводит дни и ночи за пишущей машинкой, стремясь скорее закончить свое расследование коррупции в высших эшелонах власти и бизнес-кругах. Выход публицистического романа «Нефть» может существенно ударить по многим итальянским политикам, и мафия получает приказ уничтожить дерзкого мастера. Два независимых конфликта сливаются в одну трагедию, унесшую жизнь блестящего эксцентрика и провокатора…

Кадр из фильма «Козни. Последний сюжет Пазолини»

Кадр из фильма «Козни. Последний сюжет Пазолини»

Весь саундтрек картины состоит из композиций альбома «Atom Heart Mother» группы «Pink Floyd», вышедшего в 1970 году

Страшное убийство режиссера, поэта и писателя Пьера Паоло Пазолини по сей день считается в Италии расследованным не до конца – несмотря на то что по обвинению в нападении на 53-летнего постановщика был арестован подозреваемый, проведший затем в тюрьме несколько лет, до сих пор неизвестно ни точное число убийц, ни их мотив. Потрясающее своей жестокостью и яростью преступление не поддается осмыслению и не укладывается ни в одну из основных версий, коими считаются ревность, конфликт с неофашистами и месть мафии за раскрытие подробностей коррупционного скандала вокруг нефтяной отрасли Италии. Тем не менее блестящего, самобытного, дерзкого художника не стало, и этот факт до сих пор не осмыслен в должной мере – в большом кино до недавнего времени об этом старались не говорить, и лишь с выходом на экраны «Пазолини» Абеля Феррары, спорного и далеко не всеобъемлющего, общество проснулось.

Кадр из фильма «Козни. Последний сюжет Пазолини»

Кадр из фильма «Козни. Последний сюжет Пазолини»

Ленту «Козни. Последний сюжет Пазолини» режиссера Давида Греко ни в коем случае не стоит принимать за контрверсию ленты Феррары, хотя в представлении о мотивах убийства авторы двух картин расходятся. Не стоит также считать «Козни» окончательным вердиктом, это по-прежнему всего лишь один из возможных вариантов событий рокового ноября, к тому же местами неубедительный. В гораздо большей степени лента Греко – попытка продемонстрировать, чем жил режиссер в последние дни, над чем работал, о чем думал, какие строил планы и кого считал близким себе. Сам Греко некоторое время работал в съемочной группе Пазолини, видел мастера за работой и размышлениями, лично ощущал напряжение и острую необходимость перемен, которых добивался его патрон и учитель. От этого «Козни» выглядят очень убедительно, достоверно и эмоционально – зритель не просто перечитывает статью в Википедии, а погружается в эпоху и знакомится с нравами римских пригородов середины 1970-х.

Кадр из фильма «Козни. Последний сюжет Пазолини»

Кадр из фильма «Козни. Последний сюжет Пазолини»

В какой-то мере создатели ленты даже перегибают – обычно крайне тяжелый в общении, конфликтный, яростный и бескомпромиссный Пазолини предстает респектабельным интеллигентом, а уличная босота, наоборот, обретает в фильме какие-то совсем людоедские замашки. Со временем, кажется, Греко утратил точность в воспоминаниях о конкретных людях и пошел на поводу у эмоций, что в деле расследования убийства никак не может пойти на пользу. Фильм прекрасно демонстрирует настроения в обществе, витающий революционный дух и наэлектризованную неустроенность, но, обращаясь к отдельным характерам, впадает в схематичность и примитивизм – злодеи становятся карикатурными, любовник Пазолини предстает полнейшим дурачком, а окружение мастера обезличивается и стирается.

Кадр из фильма «Козни. Последний сюжет Пазолини»

Кадр из фильма «Козни. Последний сюжет Пазолини»

При первой случайной встрече Пьера Паоло Пазолини и Массимо Раньери на трибунах футбольного матча, режиссер был поражен их сходством. Спустя 40 лет, именно Раньери был первым приглашен на пробы к фильму «Козни», чтобы сыграть роль Пазолини

Тем не менее картина крайне полезна тем, кто хочет не только видеть ленты Пазолини, но и понимать, что это за человек. Истовый коммунист и приверженец однополой любви, преданный сын и совершенно невыносимый коллега, возвышенный идеалист и грязный натуралист, фильмы которого цензурировались и запрещались, – о таком противоречивом человеке ровную картину сделать невозможно, любой рассказ обречен что-то приукрашать, а какие-то детали намеренно упускать. Вот и «Козни» получились неоднозначными – есть очень сильные сцены, прекрасные крупные планы, самоотверженная игра Массимо Раньери, и в то же время в финале ленту начинает разрывать прыжками во времени, видение будущего сбивает с толку, а от сцен с предчувствием смерти веет пошлостью и наивностью.

Однако лента заслуживает внимания. Она трогательна и пронизана уважением к мастеру. В «Кознях» блестяще продемонстрирован всепронизывающий ужас коррупции и нарастающая волна неофашизма Италии тех времен. К сожалению, собственно творчеству Пьера Паоло Пазолини уделено не так много времени, но о создании лучших его картин больше и подробнее расскажут воспоминания современников, а поэзия режиссера и вовсе говорит сама за себя. Здесь же зритель наблюдает за возложением венков уважения на могилу большого мастера. Поэтому местами фильм выглядит искусственным, как пластиковые цветки на венке.

С 2 ноября в кино.

 
Козни. Последний сюжет Пазолини Евгений Ухов 7 10
 34

Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть