Что посмотреть Раньше было лучше?
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

Тени забытых

Лучшее на DVD: коллекционное издание Параджанова, инсценировка полета на Марс "Козерог один" и атмосферичные японские извращения в "Токийском декадансе".
Добавить в закладки

Сергей Параджанов

«Тени забытых предков» (1964), «Цвет граната» (1968), «Легенда о сурамской крепости» (1984), «Ашик-Кериб» (1988)
Режиссер: Сергей Параджанов
Язык: украинский, русский, армянский, французский
Ruscico

Гуцульская поэма о любви Ивана и Марички, житие Саят-Новы в миниатюрах, сюрреалистическая сказка о замурованном в крепостную стену грузинском юноше и волшебная экранизация поэмы Лермонтова про Ашик-Кериба. Весь параджановский канон – отреставрированный и прокомментированный – впервые издается в одном коллекционном боксе спустя 20 лет после того, как режиссер снял свой последний фильм.

Архиважная для параджановских фильмов проблема качества картинки в этом издании снята, похоже, окончательно: мало кто видел настоящие цвета «Цвета граната» – самой многострадальной картины Параджанова. Но реставраторы выжали из советской пленки все, что можно, и небо в фильме вновь стало синим, дерево – зеленым, а гранат – наконец-то красным. В Музее кино и по телевизору показывали раньше то же самое, но цвета менялись местами постоянно. Впрочем, после того как в подвалах «Арменфильма» нашли оригинальный негатив фильма, у истории с цветоделением явно будет продолжение: сейчас ищут деньги на печать копии.

Бонусы. На диске с «Тенями» разместился документальный фильм «Андрей Тарковский и Сергей Параджанов. Острова» и гуцульская зарисовка гениального оператора Алексея Антипенко «Спiваночки». «Цвет граната» идет с 30-минутными «Воспоминаниями о Саят-Нове» Левона Григоряна, хотя по жанру это скорее закадровый комментарий к фильму, перетекающий в интерпретацию. «Легенды» снабжены видеосюжетами об актрисе Верико Анджапаридзе, архитектуре Грузии и интервью с супругой Параджанова С. Щербатюк. Наконец, «Ашик-Кериб». Здесь много чего: и фильм про Лермонтова, и фильм про Параджанова и «Песнь Ашуга». В общем, наконец-то издали Параджанова – всего, с умом и по-человечески: и глазам хорошо, и сердце радуется.

Козерог Один

«Козерог Один» /Capricorn One/ (1978)
США, 1978
Режиссер: Питер Хайэмс
В ролях: Эллиотт Гулд, Джеймс Бролин, Сэм Уотерстон
Язык: английский, русский
«Настроение» / Vintage original

Из-за неустранимого конструктивного дефекта корабля НАСА отменяет полет на Красную планету, и чтобы не ударить в грязь лицом вывозит космонавтов в засекреченную киностудию в пустыне, где все подготовлено для инсценировки полета и высадки первых людей на Марс. Технотриллер на тему «теории заговора».

На какую теорию намекает «Козерог один» – понятно: ни на какую Луну американцы не летали, а наняли режиссера Кубрика, чтобы снять про это фильм и морочить людям голову. Однако триллером Питера Хайэмса эффект достигается прямо противоположный: не надо быть Эйнштейном, чтобы даже в тщательно продуманном сценарии про фальшивый полет на Марс найти такие логические несостыковки, возмущающие всякий здравый смысл, что теория инсценировки лунной эпопеи начинает трещать по швам. Те, кто неравнодушен к хайтековой эстетике 70-х найдут в фильме массу интересного. Еще не постаревший Эллиотт Гулд в роли раскрывшего заговор НАСА журналиста прекрасен. Да, и этот то самый Хайэмс, который в 1984-м снимет в продолжение кубриковской «Одиссею 2010» /2010/ (1984) с Роем Шайдером. Кстати говоря, совсем не стыдную.

Токийский декаданс

«Токийский декаданс» /Topazu/ (1992)
Япония, 1992
Режиссер: Рю Мураками
В ролях: Михо Никайдо, Саёко Амано, Тэммэй Кано, Кан Миками
Язык: японский, закадровый русский, русские субтитры
«Кино без границ»

Робкая девушка Ай из частного эскорт-агентства, специализирующегося на сексуальных перверсиях японских граждан, влюбляется в телезвезду, покупает по совету гадалки кольцо с розовым топазом и начинает дежурный обход клиентов – мелких якудза и салариманов, среди которых сумел затесаться и предмет ее платонической любви.

Четвертый и лучший фильм известного японского писателя, изредка балующегося режиссурой, в некоторых странах до сих проходит по разряду порнографии. Это, конечно же, чистейшей воды недоразумение, учитывая, какую срамоту отбирали за последние 15 лет в свою официальную программу крупнейшие международные кинофестивали. Любителям срамоты и саспенса делать на «Топазе», как называется в оригинале фильм, абсолютно нечего. Извращения здесь, конечно же, имеются, но они гротескны и смешны, а саспенс заменяет атмосфера, располагающая больше к дзенской медитации, чем к выработке адреналина. В плане той же атмосферичности фильм нисколько не уступает еще одному японскому перверту – «Июньскому змею» /Snake of June, A/ (2002) Шинья Цукамото, который будет снят позже и явно с оглядкой на «Топаз».

Вообще, Рю Мураками еще до того, как японцы, благодаря Китано, Миике и Миядзаки стали модными, снял один из лучших авторских японских фильмов 90-х. Другое дело, что режиссурой писатель занимается очень спорадически, большей частью экранизируя самого себя, а все вышеперечисленные его как-то заслонили. Обязательно посмотрите этот фильм – справедливость должна быть восстановлена.

Текст: Вадим Зельбин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?