Наверх
Фильмы 2018 Гоголь. Страшная месть Мамма Миа 2 Кристофер Робин Мег: Монстр глубины 22 мили Отель «Артемида» Шпион, который меня кинул Альфа Между рядами

Рецензия на фильм «Кочегар»

Главный режиссер постперестроечного кино снял свой главный фильм: про себя и свои непростые отношения с аудиторией.

Старый якут вернулся из Афгана со звездой героя, а ныне служит в кочегарке. Время от времени к нему с парой-тройкой тел в полиэтиленовых мешках заглядывает бывший боевой товарищ. Пока павшие в разборках догорают в печи, майор и сержант ведут неспешную беседу. У каждого – по взрослой дочери, которые вместе держат меховую лавку. После того как девочки ссорятся, история обретает ожидаемо мрачный оборот.

Что Алексей Октябринович снял фильм о себе, становится ясно с первых кадров: панамка, тельняшка, ватник Кочегара – фирменный аутфит Балабанова. Недаром еще во время съемок на вопросы типа: «А правда, ваш фильм о человеке, который жжет в печке трупы?» автор, морщась, отвечал: «Он о человеке, который в кочегарке пытается написать рассказ». В центре криминальной вакханалии никому не нужный, полуграмотный якут одним пальцем на старой пишущей машинке набирает самую важную для него историю – а вокруг невинные и жестокие дети просят дать посмотреть на огонь и рассказать баек «о плохих людях».


Фильм снимали в натуральной дымной кочегарке, в печку порой засовывали настоящих актеров.
Действие происходит в девяностые – жена режиссера Надежда Васильева скрупулезнейше воспроизвела костюмы того времени.
«Кочегар» – тринадцатый фильм Алексея Балабанова.

«Говорю, как могу, говорю о дурном – потому что вам это нужно», – ненавидящий интервью Балабанов в метафорической, но на редкость доступной форме разъясняет свои отношения с аудиторией. Якут не допишет – погибнет; ту же судьбу, кажется, пророчит себе режиссер: после съемок его госпитализировали, нынче он снова в больнице. «Кочегар» – «Восемь с половиной», «Последний фильм», opus magnum главного режиссера постперестроечного кино: фильм, в котором он подводит итоги собственного творчества, освежает краской старые лозунги и позволяет себе все, чего бы ни захотелось. Если уж фирменные балабановские проходы-проезды под музыку – так на полкартины да под старую «Агату Кристи»; если уж аллюзии на предыдущую фильмографию – так в каждом кадре. «Мухи у нас» из «Груза-200» превращаются в «Лыжи у вас» (якут заглянул к бывшему сослуживцу в гости); путешествие Брата на трамвае – в поездку Кочегара на троллейбусе; фотовспышка из «Уродов и людей» – в сухой щелчок полароидом в финале. Черный анекдот про чукчу, который всех победил; история одного режиссера, который в борьбе с действительностью никогда не сложит лыжных палок.

Комментарии  27


Главное

 

Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть