Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Только Бог простит: рецензия на фильм «Ученик экзорциста»

Еще один не самый выразительный фильм о тяжелых буднях изгоняющих дьявола.

Добавить в закладки

Локализованное прокатчиками название «Ученик экзорциста» говорит само за себя: встретились как-то священник, его подмастерье и дьявол, чтобы разобраться, кто здесь изгоняющий, а кто изгнанник. Но, будто силясь разорвать традиционные оковы жанра, сюжет сразу же пытается отказаться от замкнутого пространства проклятого дома и пустить на экран немного воздуха: фильм Джастина П. Ланжа начинается с аккордов, близких по звучанию к роуд-муви. Бывалый наставник отец Питер (Гай Пирс) и выпускник семинарии отец Дэниэл (Вадир Дербес) отправляются на охоту за нечистью. Демоны совсем распоясались, и католическая церковь призвала рекрутера научить молодежь техникам экзорцизма и прочим премудростям ближнего боя, а уж одержимых вокруг больше некуда — только успевай доставать кресты.

Вадир Дербес в роли отца Дэниэля на кадре из фильма «Ученик экзорциста»

Вадир Дербес в роли отца Дэниэля на кадре из фильма «Ученик экзорциста»

Авансом подкупает возможность вновь увидеть Гая Пирса в деле: артист, сделавший себе имя ролью в «Помни» Нолана, в последнее время слишком редко участвует в сколь бы то ни было значимых проектах, а потому даже средний фильм с его участием вызывает проблески симпатии еще до просмотра. Роль священника не первый раз мелькает в фильмографии актера, пару лет назад ему довелось сыграть зловещего преподобного в «Преисподней» Мартина Кулховена — неспешном вестерне о грехах Дикого Запада. В «Ученике» его отец Питер похож скорее на Джона Константина из одноименного фильма и серии комиксов: травмирующие обстоятельства биографии (драматичное изгнание показано в прологе) заставляют его выйти на тропу войны и отправить восвояси всех тварей, что крадутся в мир земной через мостики человеческих душ. С крестом он управляется так же ладно, как и бывалые ковбои с револьвером, а дьявольский смрад чует за версту: так проходят его бесконечные гастроли по стране в поисках саженцев зла. Вкупе с вышеупомянутыми вибрациями роуд-муви, детективные интонации и, разумеется, все классические примочки для сражений с нечистью вроде бутылочек святой воды поначалу производят впечатление, что впереди довольно сносная жанровая поделка, хоть и не отяжеленная гнетом кинематографических амбиций.

Вадир Дербес в роли отца Дэниэля на кадре из фильма «Ученик экзорциста»

Вадир Дербес в роли отца Дэниэля на кадре из фильма «Ученик экзорциста»

К сожалению, перечисленные выше достоинства, а именно Гай Пирс и гибкость жанрового пунктира, исчерпывают комплименты, которые можно и так не без труда придумать в адрес картины. Излишняя стремительность повествования, которое так и не переходит в исключительно фантастичную плоскость (как это было в том же «Константине» Френсиса Лоуренса), выглядит и правда сверхъестественной: новоявленным партнерам в рамках курсах обучения меньше чем за сутки удается проделать то, к чему их коллеги-экстрасенсы Эд и Лоррейн Уоррен готовятся месяцами в проклятой вселенной Джеймса Вана. Одержимые дети на экране то горят, то летают, то убивают всех вокруг с особой жестокостью, что довольно буднично воспринимается не только бывалым волком Питером, но и всеми прочими окружающими. Фрукты гниют, свет вырубается, доска Уиджи передает послания из другого мира, глаза кровоточат, но даже математический просчет в механизме скримеров работает у Ланжа со скрипами и будто бы не вовремя, так и не нагоняя жути даже в самых темных комнатах, где маленький бесенок притаился под кроватью.

Гай Пирс в роли отца Питера на кадре из фильма «Ученик экзорциста»

Гай Пирс в роли отца Питера на кадре из фильма «Ученик экзорциста»

Вероятней всего, ставка сделана на сценарные твисты: не прибегая к спойлерам, стоит сказать, что концепт проекта на уровне идеи вполне мог заинтересовать продюсеров на питчинге, но на словах замысел может прозвучать куда увереннее, чем получилось в итоге дыхание дьявола на экране. Не ясно, кого тут решили оставить в дураках: юного отличника- семинариста, который весь хронометраж силится понять, в общем-то, зачем ему все эти сатанинские приключения, или зрителя, который даже после не слишком элегантного намека на развязку должен не осознавать, что дьявол кроется в деталях.

Экзорцизму в последнее время довольно туго приходится на жанровом поле без второго дна: крики «во имя Христа!» уже не производят должного впечатления, когда за демонами не кроется ничего, кроме абстрактного зла. У «Ученика» была даже призрачная возможность уцепиться за нездоровый климат в семье одержимого мальчика, но и та оказалась упущенной, как, в общем-то, и весь потенциал затеи. После просмотра довольно сложно побороть закономерное желание пересмотреть «Изгоняющего дьявола» Уильяма Фридкина — пожалуй, даже не стоит ему сопротивляться.

Текст: Настасья Горбачевская
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?