Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Подборки фильмов

10 фильмов, запрещенных по не самым очевидным причинам

Кинозрители – существа капризные. Любой режиссер знает, что снять такой фильм, который понравился бы всем сразу, невозможно в принципе. Но если кинокартину запрещают на территории целой страны, значит, фильммейкеры покусились на самые устои общества

Добавить в закладки
Только не для ваших глаз

Кадр из фильма "Район №9"

Вы скажете: что такого плохого в «Районе № 9», ведь это же фантастика про космических тараканов, высадившихся в ЮАР, разве нет? В целом все так и есть, но еще в фильме присутствует весьма омерзительная чернокожая банда, в которой жители соседней Нигерии признали своих сограждан – и оскорбились. Глава Министерства информации Дора Акуньили заявила, что фильм очевидным образом указывает на нигерийцев (главарь шайки даже носит имя Обасанджо, как у бывшего президента Нигерии), выставляя их преступниками, каннибалами, вудуистами и проститутками, а то, что нигерийские женщины якобы спят за деньги с инопланетными беженцами, – это вообще безобразие. По мнению министра, фильм вредно показывать в Нигерии раньше, чем из него вырежут всех нигерийцев, а студия Sony вообще обязана извиниться, поскольку она атаковала Нигерию как раз в тот сложный момент, когда страна пытается улучшить свой имидж. Актер Юджин Кхумбанйива, сыгравший главаря, заявил в ответ, что в банду входили не только нигерийцы, но кто же станет такое слушать?

Кадр из фильма "Район №9"

Извинений студия, разумеется, приносить не стала. Но, с счастью или нет, фильм запретили не сразу, так что те, кто действительно ждал «Района № 9», посмотреть его успели.

Кадр из фильма "Броненосец Потемкин"

Многие зрители, вероятно, удивятся, узнав, что «Броненосец “Потемкин”» – один из самых знаменитых советских фильмов, относимый критиками к классике мирового кинематографа, – между двумя мировыми войнами имел статус запрещенного к показу в ряде стран. На самом деле ничего удивительного: коммунизм, активно пропагандировавшийся в ленте Сергея Эйзенштейна, рассматривался капиталистическим обществом как вредоносное явление, и дабы не заражать неокрепшие умы марксистскими идеями (вдруг им тоже захочется поднять восстание или кого-нибудь свергнуть?), Франция, Финляндия, Испания и Германия наложили на эту «бомбу замедленного действия» запрет. Правда, не сразу: сразу после выхода ленты она была запрещена только во Франции, прочие же государства оценили опасность заложенных в нее идей только годы спустя. Во многих странах ленту выпускали в прокат только после жестких цензурных правок, а в Великобритании присвоили ей «порнографический» рейтинг Х. После Второй мировой войны, правда, вся эта шумиха улеглась: стало очевидно, что пока европейские запретители берегли общество от «красной чумы», у них под самым носом произросла чума «коричневая». Запреты были сняты, хотя Испания держалась аж до 1975 года.

Кадр из фильма "Рэмбо IV"

Четвертая часть приключений американского ветерана Джона Рэмбо стала самым кровавым фильмом серии: по сюжету Рэмбо, отправившийся в Бирму (Мьянму) ради спасения взятой в заложники группы христианских миссионеров, перебил такое количество бирманских солдат, что из них можно было бы сложить целый террикон. Поскольку сами солдаты изображались бандитами, насильниками и садистами, притесняющими простолюдинов, киногруппа не стала рисковать и вела съемки в соседнем Таиланде. Дело происходило вблизи бирманской границы, так что столкнуться с солдатами Сильвестру Сталлоне и его команде однажды все же довелось, в результате чего им пришлось убегать от свистящих над головами пуль.

Кадр из фильма "Рэмбо IV"

Получившимся фильмом актер и режиссер гордится, а Бирму называет в интервью «настоящим адом» – и это, конечно, не могло прийтись по душе военному правительству самой Бирмы. Картину объявили преступной, бирманские статисты, имевшие наглость засветиться в кадре (а также некоторые их родственники, к ленте вовсе никакого отношения не имевшие), подверглись аресту, а за распространение «Рэмбо IV» полиция обещала продавцам DVD 7 лет тюрьмы. Вместе с тем фильм пользовался повышенным спросом у населения, цитаты из него стали крылатыми фразами, а немногочисленные бутлегерские копии, ходившие по рукам в обход запрета, засматривались до дыр. Квадриквел никогда не выпускался в стране официально, а Интернет там жестко цензурируется – но вода дырочку, как известно, всегда найдет.

Кадр из фильма "Назад в будущее"

Китай запретил на своей территории поболее американских фильмов, чем любая другая страна, но одна из последних инициатив SARFT (Госадминистрации радио, кино и ТВ) переплевывает по суровости все ее предыдущие решения: в 2011 году SARFT наложила запрет на показ на больших и малых экранах фильмов о призраках и путешествиях во времени. «Продюсеры и режиссеры обращаются с серьезной историей в игривом тоне, так больше продолжаться не может», – объявили цензоры, по сути, объявив вне закона даже такие невинные фильмы, как «Назад в будущее».

Кадр из фильма "Назад в будущее"

С призраками все более-менее понятно: идея любой потусторонней жизни ставит под сомнение атеистическую концепцию, что вредит государственной идеологии. Но что не так с путешествиями во времени? Если задуматься, все не так: сама мысль о том, что можно создать иную форму реальности (в которой, возможно, нет Коммунистической партии Китая) и убежать туда на ПМЖ, уже звучит непозволительно крамольно. С другой стороны, есть мнение, что правительство Китая всего лишь протестует против искаженного показа исторических событий и фигур, которого трудно избежать в игровом кино, так что Марти с Доком просто не повезло попасть под раздачу. К слову, на литературу данный запрет не распространяется: на этой площадке фантазировать о побеге от реальности пока что еще можно.

Кадр из фильма "2012"

Всем памятна недавняя история с голливудской комедией «Интервью», сюжет которой (двое работников американского ТВ едут в Пхеньян, чтобы устранить Верховного лидера КНДР Ким Чен Ына) возмутил правящую партию Северной Кореи и вызвал громкий международный скандал. Поклонников идеи чучхе можно понять: даже в чисто теоретической игровой форме любая мысль об убийстве вождя нации должна выглядеть в их глазах крайне оскорбительно.

Кадр из фильма "2012"

Гораздо менее очевидно, почему незадолго до того в КНДР под запрет попал фильм-катастрофа «2012», не затрагивавший Корею вовсе ни с какого боку. Здесь сыграло роль любопытное стечение обстоятельств: дело в том, что в 2012 году Северная Корея праздновала 100-летний юбилей основателя КНДР Великого вождя товарища Ким Ир Сена, и правительство заранее объявило его «годом, когда перед растущим могуществом державы откроются великие перспективы». Естественно, попытка показа такого года в негативном свете была воспринята как чистое кощунство, что в итоге привело к ряду арестов среди корейцев, пытавшихся обойти запрет и посмотреть пиратские копии картины.

Кадр из фильма "2012"

Пророчество майя, как мы знаем, так и не сбылось. А что там с пророчеством северокорейского вождя?

Кадр из мультсериала "Южный парк: большой, длинный, необрезанный "

Никто не считает «Южный парк» высокоинтеллектуальным телешоу, но относятся к нему в мире достаточно снисходительно: в конце концов это просто мультфильм для взрослых, пусть и обыгрывающий реальность в весьма провокативной форме. Однако полнометражная версия мультсериала, в которой Саддам Хусейн был выведен в качестве гей-любовника Сатаны, обозлила диктатора Ирака в достаточной степени, чтобы в этой стране лента попала под запрет.

Кадр из мультсериала "Южный парк: большой, длинный, необрезанный "

Ничто не ново под луной: по похожей причине в нацистской Германии когда-то был запрещен «Великий диктатор», выставлявший в оскорбительном свете Адольфа Гитлера. Правда, сатирический посыл ленты Чарли Чаплина в итоге принес ей пять номинаций на «Оскар». «Южному парку», как можно догадаться, ничего подобного не перепало.

Кадр из фильма "Код да Винчи"

Роман Дэна Брауна, необычным образом интерпретирующий библейские события, – художественное произведение. Фильм «Код да Винчи» по его мотивам – тоже художественное произведение. Казалось бы, очевидные вещи не нуждаются в комментариях, тем более что сам автор неоднократно заявлял: сюжет является абсолютным вымыслом и ни на что не претендует. Однако ряд стран все же решили от греха подальше запретить картину на своих территориях, дабы не смущать верующих граждан, поскольку вольная трактовка Священного Писания «развенчивала образ Иисуса как богочеловека» и могла одновременно оскорбить религиозные чувства христиан и мусульман (в исламе Христос почитается как пророк Иса). В число недовольных попали Китай, Индия, Египет, Иордания, Ливан, Пакистан, Филиппины, Самоа и Сингапур, а на Соломоновых островах ленту предали анафеме как «подрывающую основы христианства». В остальном мире «богохульство» прошло без проблем, а скандал вокруг этого, надо признать, довольно скучного фильма только помог ему стать финансово успешным.

Кадр из фильма "Код да Винчи"

Попытки запретить ленту были и в России, но, впрочем, они ни к чему не привели.

Кадр из фильма "Харви Милк"

Показывать убежденным консерваторам кино о геях чревато – могут обидеться. В свое время одиозная Национальная экспертная комиссия Украины по вопросам защиты общественной морали (ныне благополучно ликвидированная) поставила вне закона псевдодокументальную комедию «Бруно» об австрийском гее-телеведущем. Фильм Ларри Чарльза обвинили в подрыве моральных устоев через пропаганду «гомосексуальных извращений», придравшись, правда, не столько к общей теме, сколько к «ненормативной лексике» и «художественно неоправданной демонстрации половых органов <…> которая может нанести вред моральному воспитанию граждан». И хотя сцену, напугавшую цензоров, при желании можно было просто вырезать, а «лексику» переозвучить, картина была запрещен в Украине целиком.

Кадр из фильма "Харви Милк"

Власти Самоа пошли похожим путем, запретив куда менее провокативный байопик о жизни гей-активиста Харви Милка – правда, раскопать там чего-то, что можно было бы объявить лютой порнографией, не сумели, поэтому причин запрета поначалу не стали даже озвучивать. Они были сформулированы позже и сквозь зубы: согласно заявлению цензурной комиссии, фильм «Харви Милк» «пропагандирует наличие у геев человеческих прав», что «недопустимым образом контрастирует с христианскими убеждениями и самоанской культурой», и «некоторые сцены фильма демонстрируют неприемлемое отношение к вопросам секса, не имеющее ничего общего с принятым на Самоа образом жизни». Надо полагать, геи сделали выводы и с тех проводят свои отпуска в других местах – на что, вероятно, и надеялись в числе прочего власти этого островного государства.

Кадр из фильма "Земля мертвых"

Зомби, как известно, не существует – несмотря на успешно функционирующую жанровую нишу, посвященную ходячим мертвецам, никто не воспринимает эти сказки для взрослых всерьез. Но у Национальной комиссии по морали, заседавшей в Киеве в нулевые годы, было свое мнение на этот счет – так Украина стала единственной страной в мире, запретившей прокат «Земли мертвых» Джорджа Ромеро. По официальной формулировке – «за пропаганду жестокости и насилия», по неофициальной, звучавшей в интервью «экспертов», это было сделано, дабы не смущать лишний раз нацию, которая перенесла в 30-е годы голод, приведший к случаям каннибализма.

Кадр из фильма "Земля мертвых"

Абсурд ситуации состоял в том, что «Земля мертвых» – в гораздо большей степени черная комедия, нежели предыдущие хоррор-фильмы Ромеро, демонстрировавшие сцены поедания человеческой плоти, да и сам зомби-жанр во всем мире признан скорее социальной сатирой на нравы общества, нежели рупором бессмысленного насилия. Но украинским цензорам некогда было разбираться с подтекстами. Учитывая, что ремейк «Техасской резни бензопилой» за несколько лет до этого был запрещен за одно только устрашающее название, решения подобного рода в перспективе могли привести к выдавливанию из украинских кинотеатров всего хоррор-жанра в целом: ведь где «ужасы», там и жестокость с прочими нехорошими излишествами. Не приходится удивляться, что комиссию в итоге расформировали: с годами согражданам стало очевидно, что деятельность этого органа, осуществляемая по большей части далекими от кинематографа людьми, приняла совсем уж бредовую форму – правда, напоследок они еще успели не пустить на экраны ремейк «Зловещих мертвецов». Вероятно, снова название не понравилось.

Борат
Борат
Borat: Cultural Learnings of America for Make Benefit Glorious Nation of Kazakhstan , 2006
Режиссер: Ларри Чарльз

Кадр из фильма "Борат"

Снявшись в псевдодокументальной комедии «Борат» в роли условного казаха Бората Сагдиева, ведущего себя как малограмотный идиот, британский комик Саша Барон Коэн повеселил весь мир, но в то же время и Казахстан обидел безмерно: помимо того что главный герой нарушал все мыслимые законы приличия, так еще и его родная страна показывалась как деревня, населенная насильниками, проститутками и невежественными крестьянами. В Казахстане (а заодно, солидарности ради, и в России, где тоже живут казахи) фильм запретили, Коэна покрыли позором и презрением, его личный сайт заблокировали; казахские дипломаты даже предлагали бойкотировать ленту на международном уровне.

Кадр из фильма "Борат"

Впрочем, со временем напряженность разрешилась: правительство Казахстана признало, что фильм, высмеивавший в первую очередь американские нравы, удесятерил поток иностранных туристов, желающих побывать в Казахстане, так что страна в конечном итоге еще и осталась ему благодарна. Впрочем, то, что казах из Бората никакой, было ясно с самого начала: в фильме он разговаривает на адской смеси английского с польским, причем в 90% случаев несет очевидную чушь, а остальных гротескных «казахов» сыграли румынские цыгане. Зрители, воспринявшие абсурдный сюжет «Бората» без какого-либо критического анализа, собственно, и являлись мишенью авторов ленты – так что, хоть и не без сложностей, послание вполне нашло адресата. Но тем, кто сегодня все еще ругает этот фильм, судя по всему, вряд ли можно было бы угодить в принципе: дурак всегда найдет, на что обидеться.

Текст: Артем Заяц
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?