Наверх
Фильмы 2018 Жажда смерти Гоголь. Вий Рэмпейдж Тихое место Тренер Танки Смешарики. Дежавю
Власть под прицелом.
10 самых жестких политических экранных сатир
Отрезать, чтоб не выросло!
12 фильмов, которые стоило закончить на пять минут раньше
Мульт-ностальгия.
10 лучших западных заставочных песен мультсериалов 1980-1990-х
Самые ожидаемые фильмы ноября 2014 года.
Горячая десятка. Ожидаемые фильмы ноября 2014 года
Наука называть.
10 самых неудачных и нелепых названий фильмов

Рецензия на фильм

Сказ о Петре и Февронии

Убить дракона

Неоднозначный православный мультфильм, по-новому пересказывающий легенду о Петре, Февронии и драконе.

6
оценка

Могущественный колдун-оборотень нападает на Муромское княжество в облике огнедышащего дракона. Князь Павел и его младший брат Петр побеждают чудовище, но колдун теряет лишь одну из своих трех жизней, и он вновь атакует Муром – на сей раз более хитро и коварно. Петру и во второй раз удается справиться с драконом, но кровь оборотня отравляет княжича, и он оказывается на грани смерти. Спасти Петра может лишь чудесное искусство рязанской знахарки Февронии, и девушка в награду за лечение просит, чтобы княжич на ней женился. Тем временем оборотень вновь воскресает и продолжает строить коварные козни.

Кадр из мультфильма "Сказ о Петре и Февронии"

Кадр из мультфильма "Сказ о Петре и Февронии"

«Повесть о Петре и Февронии» была написана вскоре после того, как эти святые были канонизированы в 1547 году на Московском церковном соборе

С Петром и Февронией неудобно получилось. Муромских святых в последние годы подняли на щит как русский символ семейной любви и верности. Но когда вчитались в написанную в XVI веке агиографическую «Повесть о Петре и Февронии Муромских», то оказалось, что это в первую очередь история о смекалистой крестьянке, которая откровенным шантажом заставляет княжича на ней жениться.

Кадр из мультфильма "Сказ о Петре и Февронии"

Кадр из мультфильма "Сказ о Петре и Февронии"

Легко понять, почему этот почерпнутый из народного предания сюжет нравился простым людям во времена Ивана Грозного и в более поздние столетия, когда социальные лифты в России мужчин возили редко, а женщин – никогда. Но в XXI веке представлять Февронию из «Повести» как образец для подражания нелепо. Правда, православные публицисты потратили немало сил, оправдывая героиню и объясняя ее поведение высшими соображениями, но их порой оригинальные и убедительные объяснения годятся лишь для взрослых читателей, а не для маленьких детей. Малышам нужны простые и ясные истории, не требующие заковыристых богословских пояснений. Очевидно, «Повесть» такой историей не является.

Кадр из мультфильма "Сказ о Петре и Февронии"

Кадр из мультфильма "Сказ о Петре и Февронии"

Поскольку Петр и Феврония в конце жизни ушли в монахи и получили новые имена, то они известны в истории не только как Петр и Феврония, но и как Давыд и Ефросинья

Новый мультфильм постановщика «Князя Владимира» Юрия Кулакова и продюсера «Иерей-сан. Исповедь самурая» Юрия Рязанова пытается приспособить «Повесть» к нынешним вкусам и представлениям о должном, но из страха перед полной переработкой оригинала недостаточно далеко заходит. Нужно было либо вовсе отказаться от темы шантажа, либо, наоборот, показать, что героиня в определенный момент признает свою неправоту и раскаивается в содеянном. Мультфильм же показывает шантаж, но отчасти оправдывает Февронию, старательно оттесняет ее нехороший поступок на задний план и сосредотачивается на том, что Петр, как и в «Повести», пытается обмануть Февронию, но осознает, что должен выполнить обещание жениться, данное на смертном одре. Выглядит все это половинчато, неуклюже и невнятно для тех, кто хотел бы вынести из «Сказа» моральный урок.

Кадр из мультфильма "Сказ о Петре и Февронии"

Кадр из мультфильма "Сказ о Петре и Февронии"

К счастью, основным двигателем сюжета и главным содержанием мультфильма служит не сомнительное начало отношений Петра и Февронии, а война героев с колдуном-драконом. Окончательная победа над воскресающим монстром, который незадолго до кульминации захватывает власть в Муроме, требует совместных героических усилий супругов, и это выводит «Сказ» на мораль о семейной взаимопомощи, которую стоит доносить до детей в наше время. Кстати, этой морали не было в «Повести», потому что там герои вместе противостояли лишь чванству муромских бояр, не желающих подчиняться княгине-простолюдинке (эта тема в мультфильме тоже затрагивается). Хорошо, что с середины повествования мультфильм выруливает на верную дорогу, но плохо, что он не заезжает на нее с самого начала.

Кадр из мультфильма "Сказ о Петре и Февронии"

Кадр из мультфильма "Сказ о Петре и Февронии"

Естественно, «Сказ» пропитан православным пафосом. Тем, кого может смутить, что Феврония использует молитву как действенное оружие против зла, вряд ли стоит идти в кино. Также мультфильм не предназначен для тех, кто считает пошлым распевно-умильное сказочное произношение («Долго ли, коротко ли…»), и тем, кто любит, чтобы в рисованном кино было как можно больше приколов. Шутки и гэги в «Сказе» есть, но в целом это серьезное произведение, и в обоих центральных персонажах нет ровным счетом ничего смешного. Вспоминаются рассуждения из «Имени розы» о том, уместно ли святому иметь чувство юмора…

Кадр из мультфильма "Сказ о Петре и Февронии"

Кадр из мультфильма "Сказ о Петре и Февронии"

В общем, хотя графически «Сказ» схож с мультфильмами студии «Мельница» (техника немного иная, но это тоже традиционная «плоская» графика), по духу и сути это существенно иная вещь, что само по себе здорово. Анимация должна быть разнообразной и отвечать на разные зрительские запросы. Хорошо и то, что лента попыталась превратить устаревшую «Повесть» в актуальное и занятное для маленьких детей произведение, раз уж Петр и Феврония теперь значимые культурные фигуры.

Но, как часто бывает с российским кино, «Сказу» не хватило строгой редакторской руки, которая бы ликвидировала упомянутый выше идейный разброд, зачистила встречающиеся в фильме диалоговые нестыковки и исторические странности (почему, скажем, на торжество в Муром собираются иноземные послы, а не представители окрестных русских княжеств?) и в целом прошлась наждачкой по любопытной, но шероховатой картине.

С 6 июля в кино.

Сказ о Петре и Февронии Борис Иванов 6 10
 100


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть