Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Обзоры

Украли грудь!

Все, кто интересуется фильмами и видеоиграми, помнят сексапильную Анджелину Джоли в главной роли в блокбастерной дилогии «Лара Крофт: Расхитительница гробниц». Сейчас, 17 лет спустя, в прокат выходит «перезагрузка» киноцикла

Добавить в закладки
Украли грудь!

История эпопеи Tomb Raider началась четверть века назад, в 1993 году, и все это время шли споры о том, как должна выглядеть главная героиня. Они закипели еще на этапе планирования самой первой видеоигры о Ларе Крофт, и они продолжаются до сих пор, после десятков игр, множества книг и комиксов и двух фильмов, к которым вот-вот добавится третий. Для сравнения заметим, что образ Индианы Джонса, очевидного прообраза искательницы артефактов Лары Крофт, быстро сложился и в дальнейшем ни разу не оспаривался и не критиковался.

Промо-кадр к фильму «Лара Крофт: Расхитительница гробниц»

Несмотря на столь долгое обсуждение, суть спора о внешности Лары не меняется с 1993 года. Вопрос один: «Насколько сексапильной должна быть героиня?» Когда первая игра создавалась, абсолютное большинство игровых протагонистов были мужчинами, и продюсеры сомневались, что геймеры, тоже в основном парни, примут девушку-протагониста, если она не будет гипертрофированно привлекательной и «крутой». Поэтому Лару снабдили осиной талией, внушительной грудью, обтягивающей майкой-безрукавкой, короткими шортами, модными черными очками и двумя пистолетами. По мере развития графических технологий этот образ в последующих играх уточнялся и детализировался, но принципиально не менялся, и именно он лег в основу Лары в исполнении Анджелины Джоли в блокбастерных экранизациях 2001 и 2003 годов.

Такая Лара с самого своего появления на прилавках пользовалась большим успехом. Продюсеры не ошиблись – геймерам нравилось управлять бесстрашной и боевитой «секс-бомбой», которая странствует по миру в поисках артефактов и опасных приключений. Однако критиковали Лару лишь немногим реже, чем ей восхищались. Особенно усердствовали феминистки, которые писали, что пропорции героини физически невозможны, что ее одежда совершенно непрактична (кто полезет в холодную горную пещеру почти голой?) и что от Лары за версту разит секс-куклой, придуманной исключительно для удовлетворения низменных мужских страстей. В то время как девушка-протагонист должна в первую очередь создаваться для девочек и девушек-геймеров и удовлетворять их душевные запросы.

Что можно было на это возразить? Что Лара – это определенно феминистская героиня. То есть независимая, сильная, смелая и знающая женщина, противопоставленная безвольным «девам в беде». А что касается ее пропорций и одежды, то феминистки сами отстаивают право женщин выглядеть как угодно, делать любые пластические операции и в любой ситуации носить любую одежду, скромную или откровенную. Так что в подобной критике Лары Крофт было много лицемерия. Хотя в основе своей феминистки были правы – Лара действительно была придумана, чтобы потрафить геймерам мужского пола, а не для того, чтобы убедить девушек играть в приключенческие боевики.

Время шло, идеологическая критика Tomb Raider усиливалась, и к женским критическим голосам стали примешиваться голоса мужские, поскольку не всем геймерам было приятно, что их рассматривают как одержимых сексом ретроградов, не готовых принять героиню без «выпуклого» сексапила. Так что в начале 2010-х продюсеры цикла сдались, и в 2013 году они выпустили игру-«перезагрузку» под названием Tomb Raider, где представили публике обновленную Лару – одетую по погоде, со сравнительно скромной грудью и в целом более правдоподобную, психологически сложную и мягкую, чем Лара в предыдущих играх.

Возглавляли работу над игрой мужчины, но ее сценарий сочинили две женщины – Сьюзан О’Коннор и Рианна Пратчетт, дочь знаменитого британского фэнтези-автора Терри Пратчетта. Пратчетт особенно настаивала на том, что создавала Лару, которую сама хотела увидеть на мониторе – в отличие от прежней Лары, которая сценаристку раздражала и отвращала.

Понятно, переосмысление Лары было принято далеко не всеми. Некоторые из тех, кому прежняя Лара нравилась, нашли новую героиню недостаточно «крутой» и яркой, а попытки придать ей психологическую глубину и достоверность – банальными и не соответствующими духу приключенческих игр о поисках артефактов и истреблении врагов. В новой игре Лара лишилась части своей броской «иконичности» и мало что получила взамен.

В целом, однако, новую Лару приняли с энтузиазмом, и уже к концу 2013 года дорогостоящая игра полностью окупилась. Удачно продался и ее выпущенный в 2015 году сиквел Rise of the Tomb Raider, где Лара странствовала по заснеженной России и была одета еще теплее, чем в Tomb Raider. В настоящее время студия Crystal Dynamics работает над третьей частью нового цикла, хотя до сих пор неизвестно, как эта игра будет называться и где будет развиваться ее действие. Что же касается нового фильма «Tomb Raider: Лара Крофт», то он является вольной экранизацией игры 2013 года и следует ее подходу к изображению Лары Крофт, хотя в кино героиня решительнее и самостоятельнее, чем в игре.

Промо-кадр к фильму «Tomb Raider: Лара Крофт»

Так стоило ли делать Лару менее сексапильной? Прежде всего, стоит сказать, что разница хоть и заметна, но не колоссальна. Да, у Лары теперь скромнее бюст, и одета она в штаны, а не шорты. Но это все еще стройная и привлекательная молодая женщина в обтягивающей майке, так что сексапила у нее немало.

Во-вторых, если взглянуть на обновленную Лару в контексте всей западной культуры, то окажется, что она соответствует общей нынешней тенденции изображать женские тела менее «выпуклыми» и более спортивными. Даже в порнографии увеличение груди ныне не считается обязательной процедурой, а в Голливуде актрисы, которым есть что показать, не очень-то выпячивают свои формы. Опыт показывает, что телесная мода регулярно приходит и уходит, и Лара следует ее вектору, за что цикл трудно громко хвалить или громко упрекать. Тем более что речь идет об эпопее, где сексапил не слишком важен для сюжета и действия. Это не ромком и не мелодрама.

Самый главный вопрос, однако, состоит в следующем: помогает ли более естественный облик Лары воспринимать ее как полноценного человека, а не как условного персонажа из условного мира? Пожалуй, да, помогает. Но все же это больше зависит от сюжета картины, ее диалогов и актерской игры, чем от облика Лары. А эти составляющие «Tomb Raider: Лара Крофт» можно будет в полной мере оценить, лишь когда картина выйдет на экран. Хотя сейчас у нас нет ощущения, что в сравнении с картинами 2000-х повествование улучшилось, и первые западные рецензии это подтверждают.

В общем, подстроившись под моду и общественное мнение, авторы эпопеи в значительной мере сменили шило на мыло. Но так как для блокбастеров важно соответствовать зрительским требованиям и удовлетворять не только мужчин, но и женщин, то решение продюсеров было обоснованным и, похоже, верным. Хотя еще вопрос, сколько геймеров, а теперь еще и зрителей создатели игр и фильма при этом приобрели и потеряли.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?